Главный запрещённый советский фильм

9 February
84k full reads
153k story viewsUnique page visitors
84k read the story to the endThat's 55% of the total page views
2 minutes — average reading time

Путь режиссёра Александра Аскольдова в режиссуру был витиеватым. Сначала он отучился на филолога в МГУ, потом поступил в аспирантуру Литературного института, где увлёкся Булгаковым, в то время писателем полуподпольным, познакомился со вдовой Булгакова и стал писать статьи о его творчестве. Эти статьи показались небезынтересными чиновникам, так что Аскольдова пригласили в Министерство культуры, где он превратился в театрального критика, а потом занялся и кино. Постепенно именно кино стало для него более важным, он перешёл в Госкино, и уже работая там, осознал, что хочет снять картину.

Свою собственную картину, в которую надо вложить душу.

Ради этого Александр в 32 года поступил на Высшие режиссёрские курсы к Сергею Герасимову. Герасимов давно знал Аскольдова был к нему расположен и покровительствовал, а когда тот захотел в качестве дипломной работы экранизировать рассказ «В городе Бердичеве» Василия Гроссмана, горячо его поддержал. Фильм получил название «Комиссар».

Кадр из фильма «Комиссар»
Кадр из фильма «Комиссар»
Кадр из фильма «Комиссар»

Поскольку дело происходило в 1966 году выбранная тема была актуальной. Уже вовсю началась подготовка к полувековому юбилею революции, а история Гроссмана рассказывала о временах Гражданской войны. К тому же Александру Аскольдову удалось заполучить уже звёздных актёров: Нонну Мордюкову и Ролана Быкова. Для дебютанта это было немыслимо, но помогли и известность в творческих кругах самого Аскольдова, и авторитет его учителя Сергея Герасимова. Кстати, в образе комиссарши режиссёр изначально видел Мордюкову, да и сценарий писал под неё. К счастью, актриса тоже почувствовала, что это её героиня, и согласилась без долгих раздумий.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

А вот Ролан Быков поначалу от роли отказался. Александра он знал давно и даже приятельствовал с ним, но

появляться на экране в образе еврея желанием не горел.

Но через некоторое время подумал, что в герое всё-таки что-то есть. У Аскольдова уже был другой претендент, однако пробы с Быковым он провёл. И его видение героя показалось режиссёру очень интересным, так что в фильм взяли именно Быкова.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

В конце лета 1967 года ленту «Комиссар» смонтировали и представили коллегам. Сотрудники студии имени Горького, где и снималась картина, на закрытой премьере были сдержаны, а вот

председатель Госкино Владимир Баскаков, который посмотрел фильм чуть позже, пришёл в восторг.

Ему «Комиссар» так понравился, что он, поздравляя Александра Аскольдова с успешным дебютом в кино, сравнил его творение с шедевром Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потёмкин”». Но после этого началось подозрительное затишье, и

буквально через месяц на режиссёра обрушился шквал критики от цензоров.

Его обязали внести десятки правок, но режиссёр менять что-то в картине отказался наотрез. Такое непокорство привело к тому, что фильм отправили на полку, а Александра Аскольдова уволили за профессиональную непригодность. Спустя несколько лет он снял документальный фильм, но «Комиссар» так и остался единственной художественной работой режиссёра.

Несмотря на отлучение от кино,

Аскольдов надеялся, что «Комиссар» всё-таки дойдёт до зрителей. И не зря.

В середине восьмидесятых с наступлением перестройки начали открываться архивы, публика увидела запрещённое прежде кино, в том числе и фильм Аскольдова. Его показали в рамках 15 Московского кинофестиваля летом 1987 года, спустя 20 лет после съёмок. Ещё через полгода состоялась уже официальная премьера «Комиссара», и это стало фантастически громким событием.

Сначала фильм восхвалили в СССР, а затем началось его без преувеличения триумфальное шествие по миру и коллекционирование наград.

Сейчас картина признана шедевром не только советского кино, но и кино мирового, а некоторые специалисты считают, что именно в этом фильме Нонна Мордюкова сыграла лучшую роль. А вот создатель ленты, сегодня уже легендарной, до конца жизни больше ничего не снял. Он много лет писал сценарий и вынашивал мысль о новой работе, но, увы, не успел реализовать задумку.

А вы согласны с фразой главной героини, комиссара Клавдии Вавиловой, сказавшей: «А людям не сказки нужны. Людям нужна правда»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296