20 975 subscribers

Как «Большая перемена» утеряла назидательность и стала комедией

2,6k full reads
3,8k story viewsUnique page visitors
2,6k read the story to the endThat's 69% of the total page views
1 minute — average reading time

В 1962 году вышла повесть Георгия Садовникова «Иду к людям». Садовников много лет проработал учителем истории в школе рабочей молодёжи и написал книгу «Иду к людям», опираясь на собственный опыт. Школы рабочей молодёжи появились в СССР ещё в двадцатые годы, а после войны пережили пик популярности. А вот к семидесятым годам нужда в них начала отпадать, да и престиж этих организаций упал, поэтому

Министерство просвещения решило вернуть вечерним школам авторитет и сделало заказ «Мосфильму».

Так появился многосерийный фильм «Большая перемена» (1973), в основу которого и легла повесть Садовникова. Правда, в фильме от неё мало что осталось, разве что несколько главных героев и основная фабула.

Кадр из фильма «Большая перемена»
Кадр из фильма «Большая перемена»
Кадр из фильма «Большая перемена»

Доверили снимать картину режиссёру Алексею Кореневу. Репутация у него была сомнительной: в 1968 году он создал ленту «Урок литературы», которую сочли крамольной и в прокат не выпустили. Но в 1970-м Коренев реабилитировался: тогда вышла его комедийная история «Вас вызывает Таймыр», полюбившаяся зрителям. Успех требовалось закрепить, и тут весьма кстати подвернулся государственный заказ на фильм про школу. Коренев отказываться не стал. Мало того, он стал соавтором сценария и много работал с Садовниковым. А ещё именно

по инициативе Коренева новый проект превратился из драматичной, назидательной, морализаторской истории в комедию.

Фильм снимали около двух лет, и сценарий постоянно менялся. Изначально он имел название «Приключения школьного учителя» и подразумевал создание двухсерийной ленты. Но разрастался на глазах благодаря остроумию, креативности, трудолюбию членов съёмочной группы, прежде всего Коренева и Садовникова. Писатель чуть ли не ежедневно приезжал на площадку и принимал самое активное участие в съёмках.

Под стать себе режиссёр подобрал актёров.

Ему хотелось, чтобы исполнители сами «сделали» персонажей, поэтому он отбирал артистов в основном молодых молодых, с чувством юмора, склонных к импровизациям. Так, изначально у сплетницы Коровянской была всего пара реплик, но потом не без участия актрисы Нины Масловой роль разрослась. Ганжа, которого играл тогдашний кумир аудитории Александр Збруев, в первом варианте тоже был героем эпизодическим, но в итоге стал одним из центральных.

Но если учеников сыграли малоизвестные начинающие артисты, то учителей – звёзды советского кино. Особенно старался заполучить режиссёр Евгения Леонова, с которым познакомился на съёмках фильма «Зигзаг удачи» (1968), когда работал там помощником Эльдара Рязанова.

Ради Леонова даже переделали сценарий: в оригинале Нелли Леднёва ходила в школу не с папой, а с мамой, которая, кстати, училась всего-то в пятом классе.

После премьеры фильма многие исполнители проснулись знаменитыми, а дебютантка Светлана Крючкова и малоизвестные до того момента актрисы Наталья Гвоздикова и Нина Маслова в одночасье стали любимицами зрителей. Интересно, что и сегодня картина в целом актуальности не утеряла, хотя изменились и обстоятельства жизни, и даже страна. Немного идилические, но всё-таки очень искренние и добрые отношения между героями «Большой перемены» - это то, чего сейчас нам часто не хватает.

А кто ваш любимый герой в «Большой перемене»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Как «Большая перемена» утеряла назидательность и стала комедией