21 117 subscribers

Как Георгий Данелия помешал Николасу Кейджу стать звездой советского кино

В советские времена поездка за границу для обычного человека была событием поистине выдающимся. Но даже однократно побывать в соцстране удавалось единицам, ведь ради получения заветной путёвки нужно было собрать внушительную пачку разрешений. Тревел-поисковик Авиасейлс в первом выпуске подкаста «Куда можно» напомнит, что необходимо было сделать обычному советскому гражданину, чтобы одним глазком взглянуть на заграничную жизнь. Через все сложные этапы пришлось пройти и герою фильма «Паспорт» режиссёра Георгия Данелии. И тем обиднее было для него, что из-за недоразумения покинул СССР вовсе не он, а его брат, которому и предстояла масса всевозможных приключений за границей (и не всегда весёлых).

Кадр из фильма «Паспорт»
Кадр из фильма «Паспорт»
Кадр из фильма «Паспорт»

А выпуск подкаста раскроет, как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»:

Режиссёр Георгий Данелия — один из самых плодовитых отечественных кинематографистов. Ему удавалось работать даже тогда, когда многие опустили руки — в конце восьмидесятых. В те времена Советский Союз переживал колоссальные сложности, что, конечно же, сказалось и на кино (увы, сильно понизив качество фильмов). Еще доделывая картину «Кин-дза-дза» (1986), Данелия вовсю думал про новую историю. Тема у него уже была — он хотел создать ленту о приключениях эмигранта с Вахтангом Кикабидзе в главной роли.

Авторами сценария «Паспорт» стали сам Данелия и его давний товарищ и соратник Резо Габриадзе. Данелия и Габриадзе вместе работали уже не первое десятилетие, первым совместным детищем стала для них комедия «Не горюй!», которая вышла ещё в 1969. Третьим сценаристом стал Аркадий Хайт, писатель и драматург, известный отменным чувством юмора.

Фото со съёмок. Режиссёр Георгий Данения и Жерар Дармон
Фото со съёмок. Режиссёр Георгий Данения и Жерар Дармон
Фото со съёмок. Режиссёр Георгий Данения и Жерар Дармон

Сюжет картины предполагал, что главный герой будет путешествовать, поэтому изначально была идея снимать картину в разных странах. Но с финансированием были огромные проблемы, поэтому от замысла отказались. Тем не менее

к созданию ленты подключились продюсеры из-за границы, в том числе продюсер из Франции Константин Александров, так что бюджет у Данелии всё-таки появился.

Правда, от западных кинематографистов поступило настойчивое предложение — снять западную звезду. Рассматривались кандидатуры Тома Круза, Бена Кингсли и Николаса Кейджа. Последний даже согласился, прочитав сценарий, но Данелия упорствовал и настаивал на Вахтанге Кикабидзе. Также мог бы сыграть героя литовец Регимантас Адомайтис, которого предложили на замену Кикабидзе. В итоге

размышления и переговоры затянулись на два года. За это время возросли требования Николаса Кейджа, который запрашивал уже куда больший гонорар, чем оговоренный ранее.

А на советских исполнителей никак не соглашались европейские коллеги. Компромиссом стало приглашение французского актёра Жерара Дармона. Он, кстати, не говорил ни по-русски, ни по-грузински (что требовалось для роли), поэтому его голоса в комедии зритель не слышит. Для озвучки режиссёра пригласил грузинского артиста Мурмана Джинорию. Любопытно, что в одной из второстепенных ролей в «Паспорте» снялся актёр Владимир Гусев. И когда-то Владимир озвучивал самого Джинорию, по-русски говорившего с акцентом. Кроме того,

в ряде сцен Дармона дублировал Юрий Кукулава, инженер по технике безопасности киностудии «Грузия-фильм», который очень был похож на французского артиста внешне.
Фото со съёмок. Наталья Гундарева
Фото со съёмок. Наталья Гундарева
Фото со съёмок. Наталья Гундарева

Вообще же в «Паспорте» появилось очень много советских кинозвёзд, и это было вполне закономерным:

работать с Георгием Данелией мало кто отказывался.

Наталья Гундарева (уже знакомая с режиссёром по «Осеннему марафону» (1979), Евгений Леонов, «талисман» и любимый артист режиссёра, Армен Джигарханян, Олег Янковский, Леонид Ярмольник, Игорь Кваша — это лишь небольшая часть актёрского ансамбля.

Фото со съёмок. Олег Янковский
Фото со съёмок. Олег Янковский
Фото со съёмок. Олег Янковский

В кадре можно заметить молодого Левана Габриадзе, сына Резо Габриадзе, дебютировавшего в предыдущей ленте Данелии «Кин-дза-дза». Женских образов на этот раз у Данелии получилось мало, однако он помимо знаменитостей Натальи Гундаревой и Нины Тер-Осипян (уже отметившей, между прочим, 80-летие!) пригласил двух молодых исполнительниц — Веронику Изотову и Ирину Шмелёву, которые впоследствии будут одними из популярнейших актрис перестроечного кино. Обе они уже поработали с ним ранее и впечатлили режиссёра и внешними данными, и дарованием.

Был в фильме с комедийным оттенком и очень трагический момент — неожиданная гибель героя Армена Джигарханяна. Несмотря на то, что это персонаж (к слову, бывший советский разведчик) был второстепенным, многих поразило такое окончание сюжетной линии.

Зато начало и финал ленты связаны именно с ним: в первых кадрах герой кладёт кольцо на могилу некой женщины, этим же история и завершается.

И это как раз объясняется линией героя Джигарханяна. Подробности раскрывать не буду, чтобы сохранить интригу для тех, кто фильм пока не смотрел.

Поскольку главного героя «Паспорта» помотало по миру, съёмочная группа выезжала за границу. Правда, брали в экспедицию не всех, чтобы не тратить понапрасну деньги. Так,

режиссёр и основные исполнители побывали в Израиле, Австрии, много сцен сняли в Грузии.

В экспедициях участникам съёмок приходилось работать чуть ли не круглосуточно всё по той же причине: бюджет нужно было экономить, поэтому командировки старались не затягивать.

Тем не менее на работу ушло более полутора лет.

Продюсер Константин Александров мечтал представить картину на Каннском фестивале, но реализовать идею не получилось.

В СССР же фильм вышел в 1991 году, но реакция зрителей на него была неоднозначной. Часть аудитории с восторгом встретила новую работу знаменитого режиссёра, другие увидели в ней подражание западным лентам, которые уже стали активно показывать в нашей стране. Довольно прохладно отнеслись к новой работе маститого режиссёра и критики. Осложнило судьбу «Паспорта» и само время — его премьерные показы пришлись на августовский путч, что, конечно же, никак не способствовало интересу аудитории. В итоге

«Паспорт», фактически ставший последним советским фильмом Данелии, сегодня сегодня известен средне

и до хитов вроде «Афони» или «Мимино» ему очень далеко.

А как вы думаете, что стало с главным героем «Паспорта», когда он всё-таки вернулся на родину?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Как Георгий Данелия помешал Николасу Кейджу стать звездой советского кино

В новых выпусках:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме с автором блога Блог-монолог:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как Андрея Миронова дважды изваляли в грязи и нечистотах во время съёмок ленты «Мой друг Иван Лапшин» (раскрываем с автором блога Блог-монолог неожиданные подробности о закулисье фильма):

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой: