21 042 subscribers

Как Михаил Ульянов не получил «Оскар»

5,8k full reads
7,7k story viewsUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 76% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Премию американских киноакадемиков «Оскар» впервые вручили в 1929 году. Но советские кинематографисты довольно долго игнорировали заокеанскую награду, заинтересовала она их лишь во времена оттепели. За прошедшие полвека всего 11 (!) советских фильмов номинировались на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И один из них – картина о бывшем чиновнике высокого ранга, который, выйдя на пенсию, не может найти места в жизни. Удивительно, что такая история, весьма, как мне кажется, специфическая, могла всерьёз заинтересовать западных киношников. Впрочем, возможно, переживания пожилого человека, который вдруг осознал, что в жизни сделал не так много полезного, понятны представителям разных национальностей. Итак, речь пойдёт о советском фильме, который сегодня не показывают по тв (хотя надо бы), и это «Частная жизнь» (1982) и немного фото со съёмок в финале.

Кадр из фильма «Частная жизнь»
Кадр из фильма «Частная жизнь»
Кадр из фильма «Частная жизнь»

Режиссёром картины стал Юлий Райзман, к тому времени уже настоящий патриарх советского кино. Райзману было уже под 80, но это не помешало ему работать на площадке в привычной активной манере, тщательно разъясняя артистам мизансцены. Райзман вообще славился вдумчивым подходом, он намеренно усердно прорабатывал с каждым актёром не только слова и действия, но и позы, жесты, даже мимику. Зато эпизоды зачастую снимали с одного дубля.

«Частную жизнь» он считал художественным и психологическим исследованием характеров современников, и во многом именно поэтому так скрупулёзно подходил к процессу съёмок.

На главную роль пригласили Михаила Ульянова, опытного актёра, сыгравшего уже десятки характерных ролей. По словам самого Райзмана, роль в выборе исполнителя сыграли не только его заслуги, но и гражданская позиция, которая была особенно важна для этой роли, ведь главный герой всю жизнь посвятил работе и теперь, на пенсии, когда не нужно ежечасно «гореть», находится в прострации. Режиссёр поставил перед Ульяновым задачу увидеть (и показать это состояние зрителям) окружающее как объект для освоения. Герою предстоит вновь узнать, как ходить по магазинам (прежде это делали домашние), как передвигаться по улицам (прежде он пользовался исключительно персональной «Волгой), как общаться с женой, с которой он прежде виделся несколько минут в день.

Роль супруги героя исполнила Ия Савина. По сценарию это женщина очень умная, деловая, элегантная и ещё весьма привлекательная. Правда, с супругом она давно живёт по привычке и теперь, когда он на пенсии, попросту пугается нового образа жизни и пытается найти с человеком, строго говоря, ставшим ей чужим, общий язык.

На роли сыновей героя выбрали молодых актёров московских театров, а в образе дочери от первого брака появилась Елена Санаева. Также в фильме снялись Лилия Гриценко, Татьяна Догилева, Ирина Губанова, Евгений Лазарев. А в небольшой роли появился и Всеволод Санаев. Финал ленты Райзман оставил открытым:

главному герою поступил звонок из министерства с предложением вернуться. И на последнем кадре Михаил Ульянов словно безмолвно задаёт вопрос себе и миру: зачем судьба дала ему частную жизнь?

В год выхода картина получила призы на кинофестивале в Венеции и тогда же номинировалась на «Оскар», но приз, увы, не получила. А вы её смотрели?

Кадр со съёмок. Михаил Ульянов в роли Сергея Абрикосова
Кадр со съёмок. Михаил Ульянов в роли Сергея Абрикосова
Кадр со съёмок. Михаил Ульянов в роли Сергея Абрикосова
Кадр со съёмок. Ия Савина в роли жены главного героя и Алексей Блохин в роли его сына
Кадр со съёмок. Ия Савина в роли жены главного героя и Алексей Блохин в роли его сына
Кадр со съёмок. Ия Савина в роли жены главного героя и Алексей Блохин в роли его сына
Кадр со съёмок. Татьяна Догилева в роли девушки сына
Кадр со съёмок. Татьяна Догилева в роли девушки сына
Кадр со съёмок. Татьяна Догилева в роли девушки сына
Кадр со съёмок. Ирина Губанова в роли секретарши
Кадр со съёмок. Ирина Губанова в роли секретарши
Кадр со съёмок. Ирина Губанова в роли секретарши
Кадр со съёмок. Елена Санаева в роли дочери Абрикосова от первого брака
Кадр со съёмок. Елена Санаева в роли дочери Абрикосова от первого брака
Кадр со съёмок. Елена Санаева в роли дочери Абрикосова от первого брака
Кадр со съёмок. Елена Санаева, Татьяна Догилева, Михаил Ульянов, Алексей Блохин
Кадр со съёмок. Елена Санаева, Татьяна Догилева, Михаил Ульянов, Алексей Блохин
Кадр со съёмок. Елена Санаева, Татьяна Догилева, Михаил Ульянов, Алексей Блохин
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Как Михаил Ульянов не получил «Оскар»