Кляузы в советской глубинке и красивая заграница глазами «Журналиста»

6 April 2020
2,2k full reads
2 min.
2,6k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

Порочный Рудольф-Родион, маменькин сынок и горе-соблазнитель из драмы «Москва слезам не верит» с восьмидесятых стал визитной карточкой Юрия Васильева. Интересно, что и кинокарьера актёра началась с похожего образа: в знаменитой ленте Сергея Герасимова Васильев тоже сыграл столичного искусителя, но всё-таки честного и полюбившего по-настоящему.

Кадр из фильма «Журналист»
Кадр из фильма «Журналист»

Сценарий для фильма «Журналист» Герасимов написал сам. Он намерено остановился на истории малой, не масштабной. «Журналист» - это не героическая «Молодая гвардия» (1948), не эпохальный «Тихий Дон» (1958), это

обычная жизнь обычных людей, в которых зрители узнали себя, знакомых, соседей.

Фактически эта картина положила начало кинорассуждениям режиссёра о месте и значении морали, нравственности, ответственности человека за всё, что происходит в его жизни. Позже тему продолжили ленты «У озера» (1969) и «Любить человека» (1972).

Фото со съёмок. Иван Лапиков и Сергей Никоненко
Фото со съёмок. Иван Лапиков и Сергей Никоненко
Актёра на главную роль Герасимов искал долго и придирчиво.

В своё время он так и не стал снимать фильм про Пушкина, потому что не нашёл исполнителя, который вписался бы в его видение образа поэта. Такие же муки испытывал Сергей Аполлинариевич, готовясь к «Тихому Дону», и тогда счастливейшим открытием стал Пётр Глебов. Для «Журналиста» такой находкой оказался Юрий Васильев, актёр Малого театра, сыгравший пару крошечных ролей и широкой публике незнакомый.

Именно в нём режиссёр увидел того самого корреспондента из столицы, неглупого, въедливого, искреннего, горячего, каким он и описал его в сценарии.
Фото со съёмок. Юрий Васильев
Фото со съёмок. Юрий Васильев

Главную женскую роль сыграла Галина Польских, ученица Герасимова. Режиссёр вообще часто снимал своих студентов, и зажёг много звёзд в советском кино. С Польских ему работать до того не приходилось, но она сама к тому времени уже стала знаменитостью: вышли и «Дикая собака динго» (1962), и «Я шагаю по Москве» (1963), и «Верность» (1965). Но

«Журналист» в фильмографии Галины всё-таки занимает особое место:

лента Герасимова подарила ей славу актрисы невероятной глубины.

Фото со съёмок. Галина Польских
Фото со съёмок. Галина Польских

Снялась в картине и Тамара Макарова, жена и соратник Герасимова, сам он тоже появился на экране в роли прожжённого и опытного журналиста-международника. Но, конечно, больше режиссёра интересовали другие исполнители, и ради выверенности, точности сцен он репетировал с ними часами. Сам произносил монологи, демонстрируя тончайшие оттенки интонации, сам отстраивал композицию кадра.

Оператор Владимир Рапопорт и специалисты-осветители шутили, что

фокус камеры выставлен с такой ювелирной точностью, будто готовится посадка на Луну.

Артистам Герасимов старался не отказывать в лишних дублях, понимая, что те ищут самые мелкие детали, полнее раскрывающие героев. Особенно много работал он с Васильевым, ведь именно его герой был в центре повествования и даже подарил название фильму. Кроме того,

Герасимов по-настоящему дорожил Юрием, как дорожит художник своим произведением.
Фото со съёмок. Сергей Герасимов и Юрий Васиьев
Фото со съёмок. Сергей Герасимов и Юрий Васиьев
Желание режиссёра создать совершенные сцены порой досаждало техническим работникам.

Так, камеры того времени при работе издавали заметные звуки, Герасимову же хотелось зафиксировать на плёнку сиюминутные ощущения и эмоции артистов, а не записывать потом голоса в студии. Синхронность записи для него была важна принципиально, ради этого операторы шли на ухищрения, заматывая камеру, чтобы снизить громкость.

Спустя годы после выхода «Журналиста» многие отмечали, что именно

в этой картине впервые стала отчётливо заметна афористичность Сергея Аполлинариевича,

его умение правильно подать мысль, даже будучи в окружении идеологических противников, способность показать, что в любом переплетается и плохое, и хорошее, и лишь от самого человека зависит, каким ему быть.

С момента выхода «Журналиста» прошло полвека. Как вам кажется, устареют ли когда-нибудь поднятые Сергеем Герасимовым проблемы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Кляузы в советской глубинке и красивая заграница глазами «Журналиста»