Комедия, на которой юный актёр накостылял режиссёру

53k full reads
84k story viewsUnique page visitors
53k read the story to the endThat's 64% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

К началу шестидесятых в фильмографии Ролана Быкова было уже несколько заметных ролей, и не только комических. Но самому Быкову было тесно в актёрских рамках, поэтому он всерьёз задумался о возможности снять собственное кино. Но руководство киностудии «Мосфильм» эту идею восприняло без энтузиазма, поскольку режиссёрского образования у Ролана Антоновича не было. К тому же с 1959 года директором студии стал Владимир Николаевич Сурин, который, как и любой киноначальник, был заинтересован в качественных и популярных лентах и сомневался, что неопытный режиссёр может сделать действительно хороший фильм.

Тогда Быков, которому было не занимать напористости, пошёл на хитрость.

Он раздобыл телефон Михаила Ромма, легендарного советского режиссёра и буквально атаковал его. Ромм, хоть и не был до того знаком с Быковым, заразился энергичностью Ролана, и попросил за него на киностудии. В итоге Быкову вручили сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида про трудного подростка, которого решили перевоспитать молодые рабочие. Так началась история комедии «Семь нянек».

Кадр из фильма «Семь нянек»
Кадр из фильма «Семь нянек»
Кадр из фильма «Семь нянек»

Ролан Быков задумал создать фильм-шлягер, который покажет коллегам, что он может быть режиссёром, поэтому к съёмкам относился ответственно. Довольно быстро утвердили актёров на роли членов бригады часового завода, которые и решили взять на перевоспитание юного хулигана. Это были начинающие Татьяна Надеждина, Наталья Батырева, Татьяна Карева, Валентина Григорьева, Валентин Буров. Но были в киношной бригаде и две звезды: Микаэла Дроздовская, которая прославилась ещё в 1958 году после мелодрамы «Добровольцы», и Владимир Ивашов, герой «Баллады о солдате» (1959) и настоящий любимец зрителей.

А вот того самого парнишку, которого бригада должна была взять на поруки, искали невероятно долго. На роль претендовали Валерий Рыжаков и Никита Михалков, Быков даже попробовался сам, но это было всё не то. Тогда

Владимир Сурин настойчиво предложил 15-летнего Семёна Морозова.

Семён уже снялся в фильме «На графских развалинах» в 1959 году, потом ещё пару раз мелькнул на экране, так что у него был съёмочный опыт. Это могло бы облегчить работу над фильмом, но в реальности превратилось в колоссальную проблему.

Поскольку Быкову буквально навязали актёра, у него сразу возникла к Морозову неприязнь. Морозов же, считающий себя в свои 15 уже состоявшимся артистом, был уверен, что он всё знает и без режиссёра.

Конечно, это породило массу конфликтов. Подливал масла в огонь и оператор Павел Сатуновский, которому Семён тоже не нравился. Сатуновский регулярно жаловался Быкову на Семёна, что тоже не способствовало спокойствию на площадке.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Недомолвки, сплетни, перепалки вкупе со страстностью, с которой Быков вкладывался в съёмки, в конце концов привели к открытому противостоянию.

Как-то придя на студию, Морозов увидел письмо к руководству «Мосфильма», в котором режиссёр просил снять его с роли.

Директор студии просьбу отклонил, но для самого Морозова такое отношение коллег стало ударом. Он был уже на грани нервного срыва и играл из рук вон плохо. В один из дней он так разозлил Быкова, что тот вывел его и устроил настоящею выволочку с оскорблениями. В ответ юный артист, находившийся на взводе, сильно оттолкнул режиссёра так, что тот упал. Это было неудивительно:

Ролан Быков мощным телосложением не отличался, а Семён Морозов давно занимался боксом.

Но самое поразительно, что именно в этот момент режиссёр увидел в актёре ту самую, так нужную эпизоду эмоцию и вернул его на площадку. После этой малоприятной истории работа пошла как по маслу.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

А ещё по желанию режиссёра в картину попали съёмки Москвы. Быков обожал город и попросил оператора снять эффектные планы. Причём в «Семи няньках» показали не очаровательные особнячки в центре, которые потом стали часто попадать в советские фильмы, а новые районы, символизирующие новую жизнь, в частности, разраставшиеся тогда и считавшиеся самыми красивыми Ленинский и Кутузовский проспекты.

Съёмки завершились довольно быстро. Тогда картины снимали по году-полтора, но «Семь нянек» создавали только в Москве, в павильонах «Мосфильма» и на улицах.

Группа не выезжала в экспедиции, так что уже через несколько месяцев черновой материал был готов.

А когда комедия вышла, зрители тут же пошли в кинотеатры. Несмотря на то, что поначалу работа не складывалась, фильм в итоге получился замечательным. Режиссёрский талант Ролана Быкова признали, хотя ему не раз потом пришлось его подтверждать, а Семён Морозов стал одной из главных молодых кинозвёзд страны. После он окончил актёрский факультет ВГИКа, а в конце семидесятых и режиссёрский факультет.

По иронии судьбы, уже став взрослым и опытным режиссёром, Семён Морозов столкнулся с тем самым юношеским максимализмом маленьких артистов, которым сам страдал, будучи подростком.

Морозов много лет снимал «Ералаш» и, работая с юными исполнителями, не раз вспоминал себя и Ролана Быкова. Кстати, к последнему он до сих пор относится с уважением и говорит о нём с благодарностью.

Добавлю в финале, что среди самых любимых мною эпизодов в «Семи няньках» - это одновременный потоп и пожар, устроенный Афанасием в гостях у родителей Майи. А ваш?

А ещё приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!» . Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах, когда едете за рулём, бегаете в парке или копаете грядки. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Комедия, на которой юный актёр накостылял режиссёру