43 923 subscribers

Новаторские спецэффекты в былине «Илья Муромец»

3,2k full reads

Режиссёр Александр Птушко начинал с мультипликации, но в истории советского кино он остался как уникальный режиссёр-сказочник, создавший от картины, от которых и сегодня порой перехватывает дыхание. В его лентах довольно много спецэффектов, новаторских для своего времени. Спецэффектами Птушко увлёкся ещё в тридцатые, и с развитием техники использовал их всё активнее. В 1956 году вышла былинная история «Илья Муромец», которая стала очередным прорывом и для кино в целом, и для режиссёра: «Илья Муромец» стал первым широкоэкранным советским фильмом. И вот несколько любопытных фактов о создании ленты.

В первой части былины Илья Муромец встречается с Соловьём-Разбойником. Как известно, этот персонаж умел свистеть так, что вокруг начинал бушевать ветер. Так вот на площадке

за Соловья свист-ветер имитировали два самолёта, пропеллеры которых и создавали ураган.

Противостоять мощному потоку воздуха обычный конь не мог, так что пришлось пойти на хитрость. Декораторы создали металлический каркас, обтянули его ворсистой тканью, напоминающей шерсть лошади, и получился конь механический. За счёт спрятанных внутри механизмов он мог шевелить ушами, двигать ногами и головой, так что в кадре выглядит вполне живым.

Кадры со съёмок
Кадры со съёмок

В финале истории Калин-царь показывает главный козырь – трёхголового Змея Горыныча. Чудище вылетает по поле битвы, изрыгая огонь, а потом, когда его поражает стрела богатыря, грузно опускается на землю. Эпизод занимает меньше 10 минут экранного времени, однако на съёмки потратили целых девять дней. Кстати,

на площадке был не один Горыныч, а три, но разного размера.

Самый маленький змей снимался в полёте, его подвешивали на струнах, которые почти незаметны в кадре, и передвигали. Змей побольше участвовал в сцене с приземлением. Чтобы он смотрелся внушительно рядом с войском, его сделали крупным – 8 метров в длину. А Горыныч-гигант снимался уже в главных сценах. Он был 20-метровым, одна только голова была размером с человека. Управляли чудищем несколько артистов, прятавшихся внутри. А ещё внутри были смонтированы огнемёты, пламя из которых выбрасывалось на 35-40 метров.

Кадры со съёмок
Кадры со съёмок
Кадр из фильма «Илья Муромец»
Кадр из фильма «Илья Муромец»

Проявляли на съёмках креативность и операторы. Например, публику неизменно удивляли огромные рати, стройно двигавшиеся по полю. И это была вовсе не армия статистов, а операторские уловки. Камеры оснащались особыми зеркальными насадками, установленными перед объективами. Благодаря этому

изображения многократно множились, и это позволяло из небольшого войска создать многотысячные толпы, которые двигались синхронно.
Кадр из фильма «Илья Муромец»
Кадр из фильма «Илья Муромец»

Мастерство операторов и изобретательность Александра Птушко позволили снять и другие сцены, не прибегая к использованию дорогостоящих декораций. Так, если бы эпизод встречи Ильи Муромца у ворот Киева снимали обычным способом, то потребовалось бы выстроить длинные бутафорские стены высотой с пятиэтажку. В реальности обошлись лишь воротами и небольшим куском стены в натуральную величину. Все остальные сооружения – это макеты, снятые с помощью перспективного совмещения. Во время съёмки их располагали ближе к камере, отчего они казались больше, и визуально совмещали с другими декорациями, чтобы всё казалось единым целым. В итоге на экране декорации действительно выглядят едиными.

Кадры со съёмок
Кадры со съёмок
Кадр из фильма «Илья Муромец»
Кадр из фильма «Илья Муромец»

А вы любите сказки Птушко?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Новаторские спецэффекты в былине «Илья Муромец»