«Одинокая женщина - это не-при-лич-но!»

2 January

К концу семидесятых актриса Нонна Мордюкова была уже одной из самых ярких советских кинозвёзд. Ей часто доверяли роли непростые, где приходилось перевоплощаться в женщин с тяжёлой судьбой, а Нонне порой хотелось какого-то баловства на экране. Познакомившись с драматургом Виктором Мережко, актриса попросила его при случае написать сценарий под неё, и тот спустя несколько лет просьбу выполнил, написав сценарий «Родня». Причём

историю Мережко отчасти изложил реальную: характер и некоторые похождения главной героини, которую и должна была играть Мордюкова, он позаимствовал из жизни своей тёщи.

Сценарий Нонне Мордюковой очень понравился: прежде ей не доводилось играть таких самобытных героинь.

Кадр из фильма «Родня»
Кадр из фильма «Родня»

Виктор Мережко предложил стать режиссёром новой картины Никите Михалкову. Тот сценарием заинтересовался, но перспектива работать с Мордюковой его смущала: артистка славилась своенравность. В свою очередь, Мордюкова, узнав, что ленту будет снимать Михалков, засомневалась:

она, тогда ещё не будучи знакомой с режиссёром, относила его к разряду избалованной «золотой молодёжи».

Но в итоге оба всё-таки согласились.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Первая встреча режиссёра и актрисы прошла неудачно:

выяснилось, что главную героиню они видят совершенно по-разному.

Мордюкова хотела играть женщину красивую, броскую, яркую, Михалков же был уверен, что героиня - это типичная рыночная торговка, что и попытался внушить артистке. Та оскорбилась и ушла, заявив, что уступает роль давней подруге Римме Марковой. Но через несколько дней она всё-таки вернулась и дала согласие. Римма Маркова, кстати, в ленту тоже попала, сыграв небольшую роль гостиничного администратора. Тут ещё надо отметить, что

в ходе съёмок между Михалковым и Мордюковой конфликты возникали регулярно, но к финалу они так сдружились, что впоследствии ещё не раз работали вместе.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Остальных исполнителей Михалков подбирал уже под Мордюкову. Одной из первых попала в группу Светлана Крючкова, приглашённая на роль дочери героини Мордюковой. Без раздумий взял в фильм Михалков и Юрия Богатырёва, с которым был знаком ещё со студенческих времён и которого снимал почти в каждой своей картине.

Многие даже называли Богатырёва талисманом режиссёра, что наверное, было недалеко от истины.

А ещё режиссёр неожиданно позвал студента Щепкинского училища, которого случайно заметил в коридорах студии. Студент до того снялся в одном небольшом эпизоде, и фильм «Родня» фактически стал его кинодебютом. Коллеги по площадке потом вспоминали, что

в начинающем актёре явно ощущался потенциал, многие считали, что он скорее всего спустя годы станет известным.

Предчувствия мэтров оправдались: студент Олег Меньшиков через время действительно превратился в одну из отечественных знаменитостей и постоянно снимался у Михалкова, став его новым талисманом (поскольку Юрий Богатырёв, увы, рано ушёл из жизни).

Необычную для себя роль сыграл в «Родне» Иван Бортник. Изначально на роль бывшего мужа главной героини пробовался Олег Борисов, но по ряду обстоятельств его заменили. В итоге для Бортника картина стала одной из самых значительных в кинокарьере.

С ролью экранной внучки Мордюковой случился казус.

Изначально Виктор Мережко предложил, чтобы ею стала его дочь,

и Михалков согласился. Но потом почему-то решил, что девчушку должен сыграть мальчик. Это был восьмилетний Федя Стуков, с которым режиссёр познакомился чуть раньше: Федя снялся у него в фильме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» в образе юного Обломова.

Апофеозом истории стал эпизод в ресторане, где снялась практически вся группа.

В роли официантов появились сам Никита Михалков и его давний соратник и помощник Александр Адабашьян, а крошечную роль повара сыграл Павел Лебешев, оператор, постоянно работавший с Михалковым.

Лебешев в жизни слыл потрясающим кулинаром и регулярно потчевал коллег вкусностями, так что Михалков решил эту его особенность использовать в кино. Остальных работников кухни изображали другие участники съёмок: гримёры, осветители, декораторы.

Когда фильм завершили, он традиционно отправился на худсовет. Но чиновники творение не оценили и потребовали внести почти три десятка поправок. Михалков на уступки идти отказывался, и

худсовет пригрозил, что его отстранят и возьмут другого режиссёра, чтобы ленту перемонтировали.

Но, к счастью, коллеги по цеху проявили солидарность и переделывать «Родню» отказались, и в начале 1982 года она вышла в прокат. Как бывало в советском кино нередко,

мнения критиков и зрителей разошлись: первые картину разнесли, а вот вторые приняли благосклонно.

В персонажах зрители узнавали себя, родственников, друзей, а ситуации, в которых оказывались герои, были знакомы многим. И даже сейчас, спустя без малого 40 лет после выхода, «Родня» почти не устарела, и, если исключить некоторые бытовые детали, смотрится современно.

А вы считаете, что быть одинокой женщиной неприлично, как это утверждала в «Родне» героиня Светланы Крючковой? Когда-то действительно это было так, но ведь сегодня времена изменились. Или нет?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

«Одинокая женщина - это не-при-лич-но!»