Перестроечный самосуд Евгения Матвеева

5,8k full reads
9,7k story viewsUnique page visitors
5,8k read the story to the endThat's 60% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Евгений Матвеев во всех работах, и режиссёрских, и актёрских, олицетворял настоящего русского мужика в лучшем понимании этого слова: основательного, сильного, мудрого, опытного, за которым всегда можно чувствовать себя спокойно. В семидесятые Матвеев работал очень много, его ленты выходили одна за другой, но в начале восьмидесятых он снимал уже меньше, а к концу десятилетия работа и вовсе застопорилась. Поговаривали, что

режиссёру просто не дают возможности заниматься кино,

но сам мастер отвечал, что просто ищет материал. В 1986 году вышла драма Матвеева «Время сыновей», которую он делал несколько лет. Но тогда уже началась перестройка, и «Время сыновей» оказалось не ко времени: картину публика не приняла, а может, просто не захотела принимать, поскольку общество волновали уже иные темы.

Кадр из фильма «Чаша терпения»
Кадр из фильма «Чаша терпения»
Кадр из фильма «Чаша терпения»

Поиски очередного интересного захватывающего сценария, который Матвееву захотелось бы экранизировать, оказались мучительными.

Режиссёр отказался от мысли обращаться к прошлому и говорить о вчерашних событиях, у него была потребность показать сегодняшний день,

но все попадавшие ему в руки сценарии были конъюнктурными, слабыми, скучными. Но после многочисленных общений с авторами, опытными и молодыми, сценарий всё-таки нашёлся. Его автором был начинающий писатель Сергей Марков, с кинематографом прежде не сотрудничавший. История Маркова «Чаша терпения» захватила Матвеева, и в 1989 году съёмки начались.

Главную роль Матвеев «отдал» самому себе, как, впрочем, делал нередко. И, что любопытно,

больше всего нареканий и Матвеева-режиссёра вызывал на площадке Матвеев-актёр.

Над ролями Евгений Семёнович трудился очень тщательно, и неважно, снимался он в собственном фильме или у другого режиссёра. Часто именно из-за недовольства своей игрой он переснимал дубли, но при этом добивался от самого себя максимальной самоотдачи.

Фото со съёмок. Евгений Матвеев
Фото со съёмок. Евгений Матвеев
Фото со съёмок. Евгений Матвеев

В партнёрши актёр-режиссёр взял актрису известную, популярную, зрителями любимую и, что ещё важнее, отлично знакомую ему — Ольгу Остроумову. По сюжету Ольга играла молодую возлюбленную героя. Для Ольги Остроумовой и Евгения Матвеева показывать большую любовь на экране было не впервой: в 1974 году они уже становились парой в драме «Любовь земная», которую тоже создал Евгений Матвеев.

На другие роли режиссёр пригласил коллег, если не звёздных, то достаточно именитых: Римму Маркову, Юрия Горобца, Юрия Демича (для него «Чаша терпения» стала одной из последних работ, спустя год после съёмок актёр ушёл из жизни всего в 42 года), Фёдора Одинокова, Сергея Иванова. Кстати,

критики, которые в целом к фильму отнеслись более чем прохладно, игру Сергея Иванова оценили высоко.

Актёр запомнился зрителям как непосредственный Кузнечик из военной ленты «В бой идут одни “старики”» (1973) и милейший недотёпа Лариосик из «Дней Турбиных» (1976), но уже потом стало понятно, что Сергею удаются и действительно драматические, серьёзные образы. К сожалению, реализоваться в этом качестве ему так и не удалось.

Фото со съёмок. Юрий Горобец, Александр Новиков, Юрий Демич
Фото со съёмок. Юрий Горобец, Александр Новиков, Юрий Демич
Фото со съёмок. Юрий Горобец, Александр Новиков, Юрий Демич

Сам Евгений Матвеев считал, что

«Чаша терпения» — картина, где сошлось несколько актуальных тем.

Сюжет построен на противостоянии охраняющего заповедник старого охотника и чиновничьей мафии, поэтому в фильме затронуты и экология, и засилье старой закостеневшей бюрократии, и криминал, и, конечно же, любовь, увы, с трагическим финалом. Медников, герой самого Матвеева, снова был тем самым мужиком, который всегда на стороне правды и не стесняется называть вещи своими именами.

Стремление Медникова к справедливости и правильности оборачивается катастрофой, и это заставляет героя устроить самосуд.

Такой поворот привнёс в «Чашу терпения» традиционные для перестроечного кино жёсткие, отчасти даже чернушные детали, но, скорее всего, без этого фильм вообще не привлёк бы никакого внимания.

Фото со съёмок. Александр Новиков, Ольга Остроумова, Юрий Демич
Фото со съёмок. Александр Новиков, Ольга Остроумова, Юрий Демич
Фото со съёмок. Александр Новиков, Ольга Остроумова, Юрий Демич

Работа над картиной длилась несколько месяцев, и Евгений Матвеев возлагал на неё серьёзные надежды. Но им не суждено было оправдаться: фильм прошёл без помпы, а многие о нём и вовсе не узнали. Те же, кто всё-таки посмотрел «Чашу терпения», встретили её без восторгов и быстро забыли. И эта

неудача выбила Евгения Матвеева из колеи. В 1989 году мастеру было уже под 70, работать становилось всё сложнее и из-за возраста, и из-за событий в стране.

Лишь спустя шесть лет режиссёр вновь вернулся в кино с трилогией «Любить по-русски», которая стала его лебединой песней и мощной точкой (но, скорее, увесистым восклицательным знаком) в карьере.

А какую роль Евгения Матвеева в первую очередь вспоминаете вы: Константина из мелодрамы «Дом, в котором я живу» (1957), Макара Нагульнова из «Поднятой целины» (1959), Захара Дерюгина из «Любви земной» (1974), Емельяна Пугачёва из одноимённой дилогии 1978?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Перестроечный самосуд Евгения Матвеева

В новых выпусках:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):


Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога
Блог-монолог):

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: