22 653 subscribers

Первая постельная сцена в советском кино

11k full reads
22k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 53% of the total page views
50 seconds — average reading time

Пьеса Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь» шла в ленинградском БДТ с 1964 года. Главную роль в ней играла Татьяна Доронина, и спектакли неизменно собирали аншлаги. В 1966 году Доронину пригласил в Москву сниматься режиссёр Георгий Натансон. Он ставил фильм «Старшая сестра», где предложил актрисе центральную героиню. Во время съёмок у Дорониной начался роман с Эдвардом Радзинским, драматургом, сценаристом и автором «104 страниц про любовь». Как-то

Радзинский пришёл на съёмочную площадку к возлюбленной, встретился с Натансоном и рассказал про пьесу. Натансон загорелся идеей снять по ней фильм.
Кадр из фильма «Ещё раз про любовь»
Кадр из фильма «Ещё раз про любовь»

Но пробивать постановку пришлось целый год. Чиновники «Мосфильма» не видели в истории сюжета. В ней не было ярких героев, захватывающих поворотов, лихой интриги. Это был эпизод из жизни самых обычных людей, мужчины и женщины, которые встретились с любовью. С другой стороны, в пьесе была дерзкая провокация:

героиня позволяла себе свободную любовь и даже осталась после первого свидания у мужчина на ночь.

Конечно же, кинематографические начальники не могли просто так разрешить снимать настолько аморальную ленту. Натансон обивал пороги, добиваясь разрешения. В итоге он клятвенно заверил чиновников, что создаст картину без грамма пошлости, и получил-таки разрешение на съёмки фильма «Ещё раз про любовь».

В главной роли Натансон видел только Татьяну Доронину. Он познакомился с ней на съёмках «Старшей сестры» и был очарован роскошной белокурой красавицей. А в 1967 году вышла мелодрама Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе», и Доронина стала не просто любимицей зрителей, её считали чуть ли не богиней.

Если бы тогда существовало понятие «секс-символ», то Доронина несомненно была бы на вершине рейтинга.

Актриса, которой образ был хорошо знаком по театральной постановке, согласилась без раздумий.

А вот поиск главного героя затянулся. Одной из главных кандидатур был Владимир Высоцкий, уже известный актёр Театра на Таганке и ещё более известный бард. Он удачно прошёл пробы, покорив всю съёмочную группу. Кроме того,

дуэт знаменитостей точно привлёк бы внимание зрителей к фильму, и это знали и режиссёр, и худсовет.

Но когда начались съёмки, стало понятно, что с Дорониной Высоцкий просто не смотрится в кадре. Татьяна была воплощением женственности, а Высоцкий при всей его мужской харизме ей не соответствовал. В первую очередь, режиссёра смущал его рост, из-за которого артист буквально терялся на фоне партнёрши. Тем не менее, несколько эпизодов сняли. Но после Георгий Натансон всё-таки снял с роли Владимира Высоцкого и начал искать нового исполнителя.

Кадр из фильма «Ещё раз про любовь»
Кадр из фильма «Ещё раз про любовь»

Совершенно случайно возникла кандидатура начинающего артиста Александра Лазарева. Лазарев служил в московском Театре Маяковского и хорошо себя там зарекомендовал. С кино он тоже уже познакомился, но снялся всего в нескольких лентах в незначительных ролях. Но

на пробах моментально стало очевидным, что Лазарев и Доронина будут идеальной парой, какой и видели героев и Радзинский, и Натансон.

Для Александра Лазарева мелодрама «Ещё раз про любовь» стала огромной удачей, после премьеры он тут же вошёл в число главных кинозвёзд страны, а режиссёры засыпали его предложениями. Но во время съёмок ему было нелегко: он робел перед Татьяной Дорониной, красивой женщиной, опытной актрисой и знаменитостью. И самой сложной оказалась постельная сцена, которая фактически стала громом среди ясного неба в советском кинематографе. Георгий Натансон решился показать, как мужчина и женщина лежат в постели.

Это было неслыханно, хотя по сегодняшним меркам в сцене нет ничего такого, что нельзя было бы показать даже дошкольникам.

Ради этого эпизода на площадке оставили только оператора, но даже при нём Лазарев наотрез отказался снимать брюки и ботинки. Его с трудом уговорили расстегнуть и распахнуть рубашку, чтобы всё-таки показать, что герои действительно нежатся в постели, но на большее он не согласился. При этом, несмотря на отсутствие не то что обнажёнки, а даже шей артистов в кадре, сцена по-настоящему эротична.

Можно, пожалуй, только позавидовать таланту режиссёра и актёров, которые взглядами, жестами, чуть заметными движениями сумели создать сексуальное напряжение, которое ощущается вживую.

Вторую мужскую роль в фильме сыграл Олег Ефремов. С Татьяной Дорониной они только что выступили партнёрами в «Трёх тополях на Плющихе», так что им работалось легко. Роль подруги героини отдали Елене Королёвой, актрисе МХАТа и подруге Татьяны Дорониной в обычной жизни. Ну и обязательно нужно сказать об Александре Ширвиндте, который сыграл немного циничного, немного коварного, немного злобного Феликса, у которого явно есть в жизни проблемы. Для Ширвиндта лента «Ещё раз про любовь» стало одной из первых работ, где его заметили зрители.

Премьерные показы фильма произвели фурор, а зрители выстраивались в очередь, чтобы посмотреть «Ещё раз про любовь». Чуть ранее в прокат вышла французская мелодрама Клода Лелуша «Мужчина и женщина», и многие провели параллели между этой историей и фильмом «Ещё раз про любовь», который действительно отчасти перенял эстетику новой волны европейского кино. Даже сейчас,

пересматривая ленту, нельзя не ощутить погружение в атмосферу шестидесятых: интерьеры, костюмы, разговоры - всё это навсегда застревает в памяти как признаки того времени.

А как вам кажется, у героев ленты могло быть будущее, если бы не катастрофа?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Первая постельная сцена в советском кино