Первый послевоенный фильм, снятый СССР вместе с западными капиталистами

21 January

Режиссёр Александр Птушко вошёл в историю советского кино не только как талантливый режиссёр сказочных картин, но и как новатор, изобретатель и экспериментатор, обогативший кинематограф множеством любопытных приёмов съёмки и монтажа. В его фильмах зрители всегда встречались с чем-то необычным и удивительным, ленты Птушко любили за кадры, граничившие с фантастическими. В конце пятидесятых Птушко решил заняться новой работой и обратился к знаменитому финскому эпосу «Калевала». Конечно, переносить всю историю на экран было бы затруднительно, поэтому из сказаний были выбраны лишь некоторые эпизоды составившие связный сюжет:

сказочный герой Лемминкяйнен должен был спасти возлюбленную Анники, похищенную злой волшебницей, а для этого ему нужно было сделать чудо-мельницу Сампо, которая могла бы накормить весь финский народ. Волшебная мельница подарила ленте и название - «Сампо».
Кадр из фильма «Сампо»
Кадр из фильма «Сампо»

Чтобы ближе познакомиться со страной и финским народом, понять национальные особенности и вообще проникнуться духом «Калевалы», съёмочная группа отправилась в Финляндию. Параллельно

было принято решение создавать сказку в сотрудничество с финскими коллегами со студии «Суоми-фильм». Это был своего рода прорыв: впервые за послевоенные годы советские киношники решились на сотрудничество с киношниками западными и ещё недавно враждебными.

На финской земле кинематографисты провели немало времени: изучали старинные традиции, костюмы, орудия труда, знакомились с представителями старшего поколения, которые красиво рассказывали занятные финские сказки. Входило в программу и посещение районов, где, по словам эпоса, жили и действовали герои.

В подготовку к съёмкам включились и финны: режиссёр Хольгер Харривирта, учёные-консультанты Вэйне Кауконен и Кустаа Вилькуна.

Консультанты посоветовали Птушко выбрать актёров не столько известных и популярных, сколько соответствующих этническому типу персонажей.

В итоге в картине оказались даже непрофессионалы. Так, главного Лемминкяйнена сыграл рижанин Андрис Ошинь, студент лесотехнического института. Он понравился режиссёру фактурностью и энергичностью. Потом Птушко отмечал, что Андрис свободно чувствовал себя на площадке, так что никакого разочарования в выборе не было. На роль красавицы Анники, любимую Лемминкяйнена, взяли начинающую эстонскую актрису Эве Киви. Для Эве роль в «Сампо» стала первой большой и тут же сделала её любимицей зрителей.

Фото со съёмок. Эве Киви и Андрис Ошинь
Фото со съёмок. Эве Киви и Андрис Ошинь

А вот роль мудрого сказителя Вяйнямёйнена, убелённого сединами старца, досталась финской звезде:

героя сыграл старейший актёр страны Урхо Сомерсалми. Урхо родился ещё в 19 веке и на момент съёмок ему было уже 70.
Фото со съёмок. Урхо Сомерсалми
Фото со съёмок. Урхо Сомерсалми

Кроме актёров-людей в «Сампо» появилось очень много животных: олени, лошади, медведи. Особенно сложно оказалось работать со змеями. Для эпизода со змеиным полем использовали около сотни змей, а

«возглавили» эту армию рептилий два пятиметровых питона, которых специально для фильма купили в Китае.

Питонов несколько месяцев дрессировал биолог, он же потом дублировал героя в сцене схватки со змеёй.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Съёмки «Сампо» шли в десятках мест. Часть эпизодов сняли неподалёку от столицы Хельсинки в деревне Пу-Само, роскошное карельское озеро запечатлели в Петрозаводске, а вот

бушующее северное море изобразило, как ни странно, тёплое Чёрное.

Как выяснилось, крымские пейзажи местами сильно напоминают северные, к тому же группа работала в Крыму глубокой осенью, когда небо было закрыто мрачными тучами. В итоге получилась картинка, по атмосферности не уступающая завораживающе-угрюмой Лапландии.

Фото со съёмок. Ада Войцик в роли матери Леминкяйнена
Фото со съёмок. Ада Войцик в роли матери Леминкяйнена
Фото со съёмок. Георгий Милляр в роли финского волшебника
Фото со съёмок. Георгий Милляр в роли финского волшебника

Гигантскую пещеру злой чаровницы, похитившей Анники, соорудили на киностудии «Мосфильм». Это была поистине колоссальная декорация, которая на момент съёмок стала рекордсменом:

она оказалась самой большой декорацией за всю историю студии.

Ну и, конечно же, Александр Птушко не обошёлся без своих любимых спецэффектов. Часть сцен сняли по-настоящему, с приглашением дублёров. Дублёры понадобились во время съёмок с животными и опасных эпизодов, в частности, в сцене, когда Лемминкяйнен переплывает море в шторм на бревне. Студента Андриса Ошиня снимать здесь было нельзя из-за сложности эпизода, и на помощь пришёл профессиональный пловец, один из лучших финских спортсменов, который четырежды проделал трюк, пока был снят нужный дубль.

Птушко активно использовал и комбинированные съёмки, и метод «блуждающей маски», который он уже применял раньше.

Одним из самых интригующих спецэффектов стали распускающиеся за несколько секунд на глазах Анники цветы.

Сегодня такие кадры никого не удивят, но для 1958 года это было нечто невероятно: бутоны буквально за мгновений превратились в роскошные соцветия. Чтобы добиться такого поразительного эффекта, режиссёр совместил метод «блуждающей маски» и замедленную съёмку раскрывания бутонов. Такой ход применили в кино впервые, и результат произвёл фурор.

Кстати,

во время дублей все советские актёры говорили по-фински, а финские - по-русски, хотя перед выпуском в прокат в обеих странах фильм дублировали.

Но создателям хотелось, чтобы даже при переозвучке артикуляция соответствовала произносимым словам, и зрители бы не замечали даже мельчайших шероховатостей. Феноменальная тщательность и неимоверная ответственность кинематографистов перед аудиторией, которую сегодня невозможно даже представить!

Я до недавнего времени об этом фильме не знала, а прочитав название «Сампо», подумала, что это имя или кличка животного. А с чем у вас ассоциируется слово «сампо»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Первый послевоенный фильм, снятый СССР вместе с западными капиталистами