22 591 subscriber

Первый советский фильм, не уступающий лучшим заграничным лентам

261 full read
513 story viewsUnique page visitors
261 read the story to the endThat's 51% of the total page views
1 minute — average reading time

25 сентября 1924 стало вехой в истории отечественного кино: в этот день в кинотеатрах начали показывать картину «Аэлита». «Аэлита» открыла эру фантастики в советских фильмах, да и вообще в мировом кино. Сейчас «Аэлита» выглядит несколько тяжеловесно, к тому же смотреть немую ленту с конструктивистскими декорациями – занятие не из простых. А вот для знакомства с историй фильма усилий нужно куда меньше. И я предлагают этим заняться.

Кадр из фильма «Аэлита»
Кадр из фильма «Аэлита»

Итак, «Аэлита» - это пересказ одноимённого романа Алексея Николаевича Толстого. Экранизацией ленту назвать сложно, потому что создатели позволяли себе вольности. Однако в целом сюжет позаимствован из романа. Снимали картину на киностудии «Межрабпом-Русь». Инициировал съёмки «Аэлиты» известнейший театральный критик Николай Ефимович Эфрос. Эфрос был горячим почитателем МХАТа, но кинематограф его тоже чрезвычайно увлекал. Он входил в правление студии «Межрабпом-Русь» и именно благодаря его стараниям в 1919 году появился фильм «Поликушка» (он же, кстати, написал к нему сценарий совместно с Фёдором Оцепом, сценаристом и режиссёром, эмигрировавшим на Запад в тридцатые).

Студия «Межрабпом-Русь» находилась в Петровском парке по адресу улица Верхняя Масловка, дом 55, где позже возвели стадион «Динамо». В 1923 году все только и говорили о возвращении в СССР режиссёра Якова Протазанова, легенды российского кино, который уехал в Европу в 1920. Три года спустя он принял решение возвратиться в СССР. Изначально была идея снять фильм «Князь Серебряный» по роману Алексея Константиновича Толстого и уже началась подготовка сценария. Но Протазанов каким-то режиссёрским чутьём понял, что публика молодой советской страны нуждается не в истории, случившейся несколько веков назад, а в ленте о будущем. Тогда москвичи зачитывались романом «Аэлита» и в нём Протазанов увидел потенциал.

Кадр из фильма. Герои во дворце Аэлиты
Кадр из фильма. Герои во дворце Аэлиты

Протазанов очень хотел показать на экране советские реалии, противостояние нового и перспективного и прошлого и упаднического, поэтому в фильм ввели новых персонажей и эпизоды, которых не было в романе. Режиссёр активно вникал в процесс и держал под контролем всё, включая даже разработку эскизов костюмов. Кстати, над «Аэлитой» работала знаменитая Надежда Ламанова, фактически основательница моды России и СССР.

На роль главной героини претендовали многие театральные актрисы, завоевавшие любовь зрителей. Поначалу роль отдали Елене Гоголевой, которая уже блистала на сцене Малого театра. А на роль прислужницы выбрали молодую актрису, дебютантку Юлию Солнцеву. Но потом режиссёр изменил мнение и Аэлитой стала Солнцева. Позже Юлия занялась режиссурой и стала музой и супругой режиссёра Александра Довженко. Главную мужскую роль сыграл Николай Баталов (между прочим, дядя Алексея Баталова), для которого «Аэлита» тоже стала дебютом на экране. Красноармеец Гусев, в которого и перевоплотился Баталов, был очень достоверен и ярко демонстрировал типаж нового человека, рождённого революцией.

Николай Баталов, играющий в картине красноармейца Гусева
Николай Баталов, играющий в картине красноармейца Гусева
Юрий Завадский, сыгравший Гора, хранителя энергии на Марсе
Юрий Завадский, сыгравший Гора, хранителя энергии на Марсе
Юлия Солнцева в роли Аэлиты
Юлия Солнцева в роли Аэлиты

Ещё один актёр кино, которого открыл Яков Протазанов, - Игорь Ильинский. К моменту начала съёмок он уже сыграл несколько заметных ролей на театральной сцене, но после «Аэлиту» о нём заговорили уже довольно громко. Ну и, конечно, нужно упомянуть Михаила Жарова, сыгравшего в эпизоде. Жаров уже не был новичком в кино, на его счету было два фильма, но они прошли почти незамеченными, а вот эпизод в «Аэлите», который шёл всего несколько секунд, зрителям запомнился. Сам Жаров считал, что именно Протазанов открыл ему дорогу в кинематограф и с теплотой вспоминал работу с ним.

Надо отметить, что «Аэлита» была довольно технологичным для своего времени фильмом, хотя у создателей была масса трудностей как раз технического характера. Тем не менее, она по-настоящему впечатляла аудиторию и вселяла надежду в зарождающееся советское кино. Даже рекламировали «Аэлиту» как постановку поистине уникальную, а в программках писали так: «Ежедневные аншлаги!!! «Аэлита» - первая русская лента, не уступающая лучшим заграничным постановкам!».

А вы смогли посмотреть этот чёрно-белый фильм?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Первый советский фильм, не уступающий лучшим заграничным лентам