Самые противные героини советских фильмов (часть 2)

144k full reads
153k story viewsUnique page visitors
144k read the story to the endThat's 94% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Я уже писала о героинях кино, которые вызывали у зрителей если не ненависть, то уже точно сильную антипатию или, как минимум, раздражение. Но, как выяснилось, я припомнила далеко не всех персонажей, врезавшихся в память малоприятным характером, отвратительными манерами или гадкими поступками. Так что вот ещё одна подборка противных героинь советских фильмов.

1. Светлана Михайловна, «Доживём до понедельника» (1968). Учительница русского языка и литературы (её сыграла Нина Меньшикова), а заодно и завуч – не самый главный персонаж в этой истории, хотя свою лепту она вносит.

Типичный солдафон в юбке, не видящий ничего кроме прямой линии, способный следовать лишь по указке сверху и любое отступление от этой указки считающий преступлением

– это как раз и есть завуч Светлана Михайловна. Конечно, управляться с толпой старшеклассников – дело непростое, но ведь её коллега Илья Семёнович Мельников как-то умеет это делать! В финале она остаётся у разбитого корыта, хотя, думаю, это не сбило её с пути и впоследствии она продолжила придерживаться той же политики. Но чрезмерная прямолинейность завуча и нежелание (неумение?) оценить другие взгляды на жизнь симпатий ей не добавляет.

Кадр из фильма «Доживём до понедельника»
Кадр из фильма «Доживём до понедельника»
Кадр из фильма «Доживём до понедельника»

2. Пистимея Макаровна, «Тени исчезают в полдень» (1971). Ооо, этой злодейке могут позавидовать сицилийские мафиози и колумбийские наркобароны. Пистимея (сыграла Александра Завьялова) годами жила в ненависти, строила козни окружающим и мстила-мстила-мстила. Мстила всем и вся, позабыв себя.

Завидная целеустремлённость, подкреплённая железным характером, позволила ей всю жизнь провести в подполье и успеть нешуточно навредить людям, власти, стране.

Даже в финале хитрая, умная, изобретательная и беспредельно злая Пистимея умудряется уйти от ответственности.

Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»

3. Катя Снегирёва, «Афоня» (1975). Если другие героини подборки вызывают антипатию хамством, наглостью, озлобленностью, то медсестра Катя (молодая и прелестная Евгения Симонова) раздражает наивностью, граничащей с глупостью, и прилипчивостью. Где-то её понять можно: Афоня – мужчина, не лишённый обаяния и мужской харизмы, у него хорошо подвешен язык, он способен на яркие (но зачастую бессмысленные) поступки. Но ведь очевидно, что он всю жизнь и проживёт балаболом, не решившись сделать что-то по-настоящему серьёзное.

Но Катя упорно верит в светлое будущее и увязывается за безалаберным и безответственным Афоней.

Который, кстати, ни разу не выказал особой симпатии и к общению-то вовсе не стремится. Эх, Катя, Катя, ну что же такая недальновидная?

Кадр из фильма «Афоня»
Кадр из фильма «Афоня»
Кадр из фильма «Афоня»

4. Мамаша Рудольфа/Родиона, «Москва слезам не верит» (1980). Думаю, мама Рудика (играет Евгения Ханаева) - это олицетворение образа коренной москвички, которой осточертели лимитчицы. И, безусловно, это мама, которая души не чает в великовозрастном сыночке, опекает его, контролирует и даже принимает за него решения. В том числе касающиеся личной жизни. В общем,

эдакая мама-любящий тиран, которая задушит сына в собственных объятиях, лишь бы на него не претендовала какая-то провинциалка.

Что в итоге и получилось: из сюжета мы знаем, что жизнь Рудика не сложилась. И, хоть причины его неудач и не обговариваются, я уверена, что этому сильно поспособствовала маменька. Столичный снобизм мамаши, проявленный ею в разговоре с беременной Катей, явно намекает, что она себя и сына считает более аристократичными особами, чем рабочая девушка.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

5. Валендра, «Завтра была война» (1987). В моём представлении завуч Валендра (в неё перевоплотилась Вера Алентова) – это Светлана Михайловна из «Доживём до понедельника», только предшествующего поколения. Валендра живёт во времена, когда ещё очень жива память о репрессиях (да и не совсем они завершились), когда над страной висит угроза войны, когда все оглядываются на всех.

Для Валендры ученики – армия послушных исполнителей, у которых не должно быть ни своего мнения, ни своих желаний, ни своих чувств.

Диктаторские замашки и вечно приказной тон – это, может, и неплохой способ показать силу и даже безграничную власть, но вряд ли он поможет завоевать авторитет.

Кадр из фильма «Завтра была война»
Кадр из фильма «Завтра была война»
Кадр из фильма «Завтра была война»

А каких противных героинь советских фильмов помните вы?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Самые противные героини советских фильмов (часть 2)