22 856 subscribers

«Солярис», который так и не оценил Лем

347 full reads
464 story viewsUnique page visitors
347 read the story to the endThat's 75% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Советский фильм «Солярис» входит не только в золотой фонд отечественной киноклассики, но и в мировой. Любая другая экранизация романа Станислава Лема будет обречена на сравнение с картиной Тарковского и почти наверняка проиграет (как, например, произошло с голливудской фантастической лентой 2002 года). Между тем, сам Тарковский не горел желанием делать «Солярис», он ещё во время съёмок «Андрея Рублёва» (1966) замыслил «Зеркало» и упорно пробивал его. Но чиновникам эта идея казалась неоднозначной и даже провокационной, поэтому и дали разрешение на «Солярис», лишь бы перебросить внимание Тарковского на другой проект.

Кадр из фильма «Солярис»
Кадр из фильма «Солярис»

Но сложности были и тут, и начались они практически сразу. Тарковский, который фантастику недолюбливал, сам написал сценарий, но сильно изменил оригинал. Приехавший в Москву Лем был крайне недоволен таким отношением к его роману. Тем не менее, был принят вариант Тарковского. Он же собрал и группу, включив в неё тех, с кем работал уже не раз: оператора Вадима Юсова, снявшего уже три фильма Тарковского, любимых актёров Анатолия Солоницына и Николая Гринько. Но вот с исполнителями главных ролей он определиться не мог довольно долго.

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

На роль Хари претендовали Анастасия Вертинская, Маргарита Терехова, Алла Демидова, но выбор пал на Наталью Бондарчук. За несколько лет до того Наталья прочла роман и была уверена, что роль Хари должна достаться ей. Она тогда была студенткой ВГИКа, снялась уже в трёх фильмах, но ни известности, ни успеха они ей не принесли. Бондарчук ринулась на пробы, но с первой попытки не прошла. Спустя время Тарковский вернулся к её кандидатуре и всё-таки решился снимать её.

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

Роль Криса отдали прибалту Донатасу Банионису. Он тогда уже был знаменитостью: вышли «Никто не хотел умирать» (1965) и «Мёртвый сезон» (1968). На площадке Банионису было трудно: ему, актёре театральному, требовались репетиции и работа над образом, тогда как режиссёр предпочитал спонтанность и хотел, чтобы исполнитель действовал интуитивно. Кстати, голоса Баниониса в фильме нет: из-за акцента он сам не смог озвучить роль, это сделал Владимир Заманский (и это выбор был крайне удачным, потому что у Заманского голос по-настоящему обволакивающий и погружающий в полусон, который перекликается с полуявью происходящего).

Кадр со съёмок
Кадр со съёмок

В «Солярисе» есть небольшой отголосок будущего «Зеркала» - эпизод с галлюцинациями Криса. В картине сцена длится совсем чуть-чуть, но на самом деле замышлялась она длинной. И даже была снята, но при монтаже Тарковский её вырезал, мотивируя тем, что она чрезмерно красива. Интересно, что поначалу окружающие Криса декорации замышлялись белыми, но Юсов предложил зеркальное оформление. На экране бесконечные отражения смотрелись сюрреалистично, но в то же время очень реально. Вот несколько кадров со съёмок, которые показывают зеркальную комнату.

Андрей Тарковский не относил «Солярис» к числу любимых фильмов, не был от него в восторге и Лем. Тем не менее, лента, которой уже скоро будет полвека, сегодня стала классической. И, кстати, существенно увеличила популярность так плохо воспринявшего её Станислава Лема.

А вы считаете «Солярис» гениальной картиной?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
«Солярис», который так и не оценил Лем