22 758 subscribers

Советская комедия, которую не пускали в прокат четыре года

1,9k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
1,9k read the story to the endThat's 60% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Никого из тех, кто создал эту милую комедию, уже нет в живых. Но жив сам фильм, мало того, он по-прежнему радует зрителей, доставляет им удовольствие и, что самое удивительное, до сих пор не теряет актуальности.

Можете ли вы представить себе две пары, в которых царит лёгкое недопонимание. но стоит лишь поменяться партнёрами/партнёршами, как вдруг всё становится идеально?

Кажется, что такой сюжет сегодня с лёгкостью мог бы взять на вооружение Голливуд и представить мировой хит. Между тем, речь идёт о советской ленте, снятой в 1941 году, — комедии «Сердца четырёх».

Кадр из фильма «Сердца четырёх»
Кадр из фильма «Сердца четырёх»

Режиссёр Константин Юдин к началу сороковых числился уже в мэтрах советского кино. На его счету были хиты «Волга-Волга» (1938) и «Девушка с характером» (1939), которые зрители приняли с восторгом. Главную актрису из последнего фильма, Валентину Серову, Юдин решил снять в новой ленте, романтической истории про любовные приключения.

Режиссёр вообще предпочитал проверенных артистов и часто приглашал сниматься исполнителей, с которым уже работал.

Валентина Серова была в конце тридцатых любимицей публики. Красавица, которой отменно удавались роли строптивых девиц, умеющих добиваться своего, была настоящей героиней своего времени: тогда ценились женщины со стальным характером, способные стоять в одном строю с мужчинами. В «Сердцах четырёх» Валентина превратилась в строгую (но, надо отметить, очень стильную) даму-учёного, своенравную, умную, пробивную, можно даже сказать феминистку, но, конечно же, не лишённую чувствительности. Её милую, пусть и немного разбросанную и легкомысленную сестру, сыграла восходящая звезда советского кино Людмила Целиковская. Главные мужские роли режиссёр отдал театральному актёру, уже пару раз появившемуся на экране, Павлу Шпрингфельду и красавцу и любимцу аудитории Евгению Самойлову. Шпрингфельду, который потом стал одним из самых вострбеованных артистов-эпизодников, досталась роль очаровательного недотёпы, покорившего непосредственную и юную героиню Целиковской, а вот Самойлов стал статным военным, образцовым красноармейцем, который должен был составить счастье серьёзной героини Серовой.

Одну из самых интерсных ролей сыграла в фильме Ирина Мурзаева. 35-летняя Ирина служила в театре, была на хороше счету, но в кино никогда не снималась. Юдин рискнул, приглашая уже взрослую, но неопытную исполнительницу, но этот риск более чем оправдался.

Эпизодический образ маникюрши так органично вписался в сюжет и был таким ярким, что запомнился зрителям не меньше, чем главные.

Для самой Ирины Мурзаевой манерная маникюрша стала визитной карточкой на многие годы и определили её амплуа вредной дамочки-интриганки на годы вперёд.

Сценарий для романтической комедии написали Алексей Файко и Анатолий Гранберг. Оба были уже довольно опытными драматургами и авторами с большим опытом. Но если Файко уже не впервые работал в кино (она, к слову сказать, был одним из автором сценария легендарного фантастического фильма «Аэлита» (1924)), то для Гранберга «Сердца четырёх» стали дебютом в кино и весьма успешным дебютом. Позже Анатолий примёт участие в создании настоящих кинохитов «Дело пёстрых» (1958) и «Гранатовый браслет» (1964).

Константин Юдин принял решение снимать картину в столице.

Её особенностью, которая сегодня смотрится особенно мило, стали трогательные портреты довоенной столицы.

Ленинские горы, считавшиеся в те времена частью Парка культуры и отдыха имени Горького, Кремлёвская набережная и даже Большой театр и сегодня почти не изменились, а вот едва зарождавшийся тогда Ленинский проспект, тоже появившийся в ленте, преобразился разительно. Но именно поэтому и ценны «Сердца четырёх»: сегодня, спустя несколько десятилетий, мы можем воспринимать их как хронику и сравнивать с тем, что видим прямо сейчас.

Добрую комедию со счастливым концом «Сердца четырёх» смонтировали и подготовили к прокату в середине 1941 года. Но

худсовет безобидную историю в прокат не выпустил, сочтя, что легкомысленные ленты будут не к месту в то время, когда в воздухе явно витает напряжённость и ожидание чего-то страшного.

В кинопрокат картина вышла лишь через четыре года, под новый 1945 год, и сразу же стала популярной. Несмотря на то что война ещё не закончилась, женщины пытались подражать героиням Валентины Серовой и Людмилы Целиковской и поголовно влюблялись робкого биолога в исполнении Павла Шпрингфельда и обворожительного старшего лейтенанта, которым стал на экране Евгений Самойлов.

В победном 1945 году комедию посмотрело почти 20 миллионов человек,

а сама лента почти сразу вошла в золотой фонд советского кино.

Ну и заключение хочу напомнить прелестный эпизод, который точно придётся по вкусу феминисткам и вообще всем дамам, которые неустанно борются за права женщин: «Товарищ Мурашова всё делает сама. Сама ломает, сама чинит». Этой прогрессивной фразе, к слову, 80 лет.

А как вы относитесь к феминисткам?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Советская комедия, которую не пускали в прокат четыре года
Советская комедия, которую не пускали в прокат четыре года