Советская комедия, снятая к юбилею революции

27 April 2020

К 50-летию Октябрьской революции готовились все, включая кинематографистов. На «Мосфильме» стартовали съёмки «Неуловимых мстителей» про юных героев гражданской войны, а «Ленфильм» ответил картиной «Свадьба в Малиновке». Сюжет был хорошо известен: ещё в тридцатые годы в СССР одноимённая оперетта ставилась чуть ли не в каждом театре (тут от себя могу добавить, что я со «Свадьбой в Малиновке» познакомилась сначала именно через радиопостановку. Оперетта у нас была записана ещё на аудиокассету!). Правда, с героическим юбилеем революции сюжет не особо сочетался, так что в режиссёры решили призвать Андрея Тутышкина. Расчёт был простым:

если фильм провалится, всё можно списать на режиссёра, которому и так было не привыкать к критике, поскольку его картины регулярно обругивали.

Сам Тутышкин отдавал себе отчёт, чем может грозить неудача, но всё-таки рискнул. В немалой степени этому поспособствовал жанр водевиля, который так обожал режиссёр и в котором предстояло делать ленту.

Кадр из фильма  «Свадьба в Малиновке»
Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Имя Андрея Тутышкина советским зрителям было отлично знакомо. Правда, знали его больше как актёра: в 1938 году вышла комедия «Волга-Волга», где он сыграл в паре с Любовью Орловой. Увы, эта картина так и осталась самой громкой в его артистической карьере, хотя сниматься Тутышкин продолжал. Но ещё до войны он попробовал себя в качестве режиссёра в театре, а в конце сороковых стал довольно востребованным театральным режиссёром.

Судьбоносной для Тутышкина стала встреча с Аркадием Райкиным: сатирик пригласил его в свой Театр миниатюр как режиссёра,

а в 1954 году появился фильм «Мы с вами где-то встречались» с Райкиным в главной роли, который поставил Андрей Тутышкин, теперь уже кинорежиссёр.

Готовясь к «Свадьбе в Малиновке», Тутышки решил подстраховаться и пригласил советских звёзд: Зою Фёдорову, Тамару Носову, Евгения Лебедева, Михаила Пуговкина, Владимира Самойлова, Михаила Водяного, Григория и Андрея Абрикосовых, Николая Сличенко.

В главной роли Тутышкин видел Ларису Голубкину.

Её пригласили на пробы, которые она с блеском прошла. Но через несколько дней после начала съёмок Лариса отказалась по личным причинам, и тогда её заменили юной студенткой театрального училища Валентиной Лысенко. А её возлюбленным стал Гелий Сысоев. Кстати, изначально режиссёр хотел, чтобы все артисты пели сами, но в итоге партии исполнили солисты Ленинградской оперы.

Съёмки стартовали летом 1966 года в Полтавской области. Группа уехала в глухое село Пески, где даже не было электричества, поэтому киношникам пришлось везти с собой передвижную электростанцию. Зато они могли снимать роскошные панорамы на природе, не опасаясь, что в кадр попадут электрические столбы и провода даже на дальнем плане.

Сельчане встретили группу восторженно, устраивали им застолья, закармливали деликатесы собственного приготовления. Из-за этого начало съёмок постоянно откладывалось.

Тогда Тутышкин в полу-приказном тоне вызвал жён основных артистов, чтобы они приглядывали за мужьями. Лишь после этого наконец начали снимать.

Фото со съёмок. Владимир Самойлов развлекает сельчан
Фото со съёмок. Владимир Самойлов развлекает сельчан

На съёмках не всё было ладно. Через месяц после старта стало известно, что у исполнительницы роли Софьи Людмилы Люлько онкология, поэтому её пришлось заменить, несмотря на то, что отснято было уже много материала (роль в итоге сыграла Людмила Алфимова). Долго не складывались отношения между Лысенко и Сысоевым, которые должны играли влюблённых.

Валентине было на момент съёмок чуть за 20, а Гелию – уже 30, и актриса считала, что он стар для 18-летнего героя-жениха.

Не ладилась роль у Михаила Пуговкина, которому пришлось потратить полгода на изучение танца «в ту степь». Отдельную сложность представляла техническая сторона. «Свадьбу в Малиновке» снимали в цвете, что само по себе было мероприятием ответственным. Для этого использовалась массивная техника, с которой непросто было обращаться. К тому же фильм задумали как широкоформатный, что тоже добавило хлопот специалистам.

Фото со съёмок. Николай Сличенко и Валентина Лысенко
Фото со съёмок. Николай Сличенко и Валентина Лысенко

Съёмочный процесс затянулся на восемь месяцев. Зато

в финале получилась задорная картина, которую по достоинству оценили зрители. Публика даже аплодировала в кинотеатрах, выражая восторг.

И тогда стало очевидно, что выбор руководства «Ленфильма» был правильным: Андрей Тутышкин создал колоритную музыкальную историю, живущую и сегодня.

Ну и в финале добавлю, что после «Свадьбы в Малиновке» в моём лексиконе навсегда поселились «лапсердак» и «гадский папа». А вы пользуетесь цитатами из «Свадьбы в Малиновке»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Советская комедия, снятая к юбилею революции