21 231 subscriber

Советская телесага, которая довела актрису до безумия

17k full reads
27k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 64% of the total page views
4 minutes — average reading time

Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский сняли немало отличных фильмов, но больше всего сил и времени у них отняли две эпопеи - «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Конечно, по длительности эти истории несравнимы с нынешними сериалами, но накал страстей там куда больше, да и повествуют они о нашей истории, которая затронула каждую семью.

Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»
Кадр из фильма «Тени исчезают в полдень»

Затевая съёмки саги «Тени исчезают в полдень»,

режиссёрский дуэт поставил перед собо весьма амбициозную задачу - на примере одного села показать, что происходило в России и СССР на протяжении нескольких десятилетий.

А началось всё с одноимённой книги Анатолия Иванова, которая случайно попала режиссёрам в руки. Тут сложилось всё: Усков и Краснопольский, недавно закончившие съёмки картины «Неподсуден» искали материал для новой ленты, а роман оказался на редкость захватывающим.

Фото со съёмок. Валерий Усков
Фото со съёмок. Валерий Усков
Фото со съёмок. Валерий Усков

Писатель Анатолий Иванов сам вырос в деревне, поэтому быт и будни сибирский крестьян описал достоверно, образы героев у него вышли выразительными, жизненными по-настоящему земными, а само действие, в которое были втянуты представители нескольких поколений, было интригующим. Прочитав книгу,

режиссёры тут же обратились с просьбой к писателю и получили разрешение на экранизацию.

Для написания сценария они привлекли самого Иванова, правда, книгу пришлось сократить почти наполовину. Но в итоге к 1970 году сценарий был готов.

Фото со съёмок. Владимир Краснопольский
Фото со съёмок. Владимир Краснопольский
Фото со съёмок. Владимир Краснопольский

Картину с самого начала задумали как многосерийную, поскольку было очевидно, что столь объёмную историю за пару часов не рассказать. Кстати,

Анатолий Иванов, отдавая роман для экранизации, поставил строгое условие: он как автор будет контролировать съёмочный процесс.

Это слегка напугало группу, но впоследствии оказалось, что Валерий Усков и Владимир Краснопольский очень точно уловили тональность книги и поняли героев, так что у Иванова претензий не было. Мало того, режиссёры и писатель подружились и даже после съёмок продолжили общаться семьями.

Главным героем фильма «Тени исчезают в полдень» стал Захар Большаков. На эту роль пробовались именитые актёры, но режиссёры никак не могли подобрать кандидатуру. Незадолго до начала съёмок они поехали в родной Свердловск, чтобы завершить там режиссёрскую версию сценария и между делом зашли в местный драмтеатр. Там-то они и

увидели малоизвестного актёра, уже немолодого, но очень колоритного.

Это был Пётр Вельяминов, актёр-самоучка, отсидевший в лагере. И Усков, и Краснопольский почти одновременно поняли, что именно он и должен играть Захара.

Фото со съёмок. Пётр Вельяминов
Фото со съёмок. Пётр Вельяминов
Фото со съёмок. Пётр Вельяминов
Для Вельяминова приглашение в кино было неожиданностью, ведь ему уже было за 40.

Тем не менее он согласился. А вот худсовет киностудии «Мосфильм» колебался, не решаясь доверить роль убеждённого коммуниста бывшему заключённому. Режиссёрам пришлось взять Вельяминова на поруки и написать расписку, что в случае неудачи они компенсируют студии расходы на съёмку и переснимут все эпизоды с Захаром Большаковым за свой счёт. Однако

дебют Петра Вельяминова оказался более чем успешным: после выхода ленты он проснулся не просто знаменитым, а стал поистине народным героем,

которого даже не воспринимали как актёра, а видели в нём сильного умного человека.

Ещё одно знаковое лицо эпопеи - злодейка Пистимея. Её роль поначалу предложили Татьяне Дорониной, и актриса согласилась, но с условием, что будет играть Пистимею по-своему. Режиссёрам это не понравилось, так что стали искать новую актрису. Претендовали на роль Ирина Скобцева и Людмила Хитяева, но в итоге выбор пал на Александру Завьялову, знаменитую актрису, тогда числившуюся в неблагонадёжных.

Фото со съёмок. Александра Завьялова
Фото со съёмок. Александра Завьялова
Фото со съёмок. Александра Завьялова
У Завьяловой в шестидесятых случился роман с работавшим в СССР американским предпринимателем, но, конечно, в дело вмешались представители КГБ.

Американца из Союза выслали, а Завьялову занесли в «чёрный список». Усков и Краснопольский почти без колебаний утвердили Александру, но было ли это счастьем или несчастьем для актрисы, сказать сложно.

Фото со съёмок. Александра Завьялова и Владимир Краснопольский
Фото со съёмок. Александра Завьялова и Владимир Краснопольский
Фото со съёмок. Александра Завьялова и Владимир Краснопольский

Роль набожной Пистимеи подарила Завьяловой статус звезды советского кино, но она же сказалась на психике актрисы.

Фактически «Тени исчезают в полдень» стали её последней работой

(лишь в девяностые артистка появилась в картине «Белые одежды»), и после этих съёмок Александра Завьялова неоднократно лечилась в психиатрических клиниках, а о кинематографической карьере ей пришлось забыть.

Фото со съёмок. Александра Завьялова
Фото со съёмок. Александра Завьялова
Фото со съёмок. Александра Завьялова

Большую часть эпизодов ленты снимали в деревнях на Урале, но поскольку требовалось уложиться в срок и завершить съёмки за полтора года,

Валерий Усков и Владимир Краснопольский разделились и работали порознь.

Это было необходимо и артистам, которые снимались в ленте, так как многие были заняты в других картинах и играли в театрах, а некоторые ещё оканчивали творческие вузы. Именно поэтому часть группы работала в павильонах «Мосфильма» и под Звенигородом, где декораторы и бутафоры выстроили копию уральской деревни, тщательно перенеся детали.

Когда «Тени исчезают в полдень» окончательно смонтировали и подготовили к показу, чиновники запретили не хотели пускать картину на телеэкраны.

И дело было не художественных деталях, а в невероятном реализме происходящего на экране. Режиссёрам предоставили огромный список того, что требовалось удалить или скорректировать. Если бы все требования цензоров были выполнены, то фильм просто перестал бы существовать. Спасение неожиданно пришло от первый заместителя Гостелерадио Энвера Мамедова, который под собственную ответственность ленту всё-таки выпустил в том варианте, который показали Усков и Краснопольский.

Зимой 1972 года «Тени исчезают в полдень» вышла в эфир.
Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Удивительно, но

мнение зрителей совпало с мнением цензоров в том смысле, что картину почти все сочли действительно реалистичной и восприняли как если не документальное, то уже точно полудокументальное кино,

в котором снялись не актёры, в обычные люди. Зрители неотрывно следили за приключениями на экране, и, по словам многих, улицы пустели, когда шла очередная серия. Лента произвела фурор, став после первого же показа одной из самых любимых.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Через два года после показа по телевидению

из многосерийного фильма сделали сокращённую киноверсию из двух серий.

Но она такой же популярностью не пользовалась, несмотря на то, что в кинозалах можно было увидеть всё в цвете.

Так получилось, что в моей жизни сначала был «Вечный зов», и только потом «Тени исчезают в полдень». И я была немного разочарована. Если

в «Вечном зове» зло было наказано, то в «Тенях» злодеи ушли от возмездия.

Понятно, что в жизни это не редкость, но так хотелось, чтобы Пистимее воздалось по заслугами.

А кто больше всего запомнился вам в этом фильме?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Советская телесага, которая довела актрису до безумия