43 541 subscriber

Советские фильмы, спасённые от забвения советскими вождями

554 full reads

В советское время цензоры могли придраться к чему угодно и запретить фильм по самым нелепым причинам. Однако некоторым картинам повезло. Даже будучи раскритикованными чиновниками, они каким-то чудом попадали к руководителям страны, и те давали зелёный свет. Сегодня я хочу вспомнить советские фильмы, которые спасли вожди.

1. «Весёлые ребята» (1934).

Этот советский фильм считают первой отечественной музыкальной комедией. Готовая лента показалась чиновникам легкомысленной и легковесной, так что ей грозило отправиться в архив. Но этого не произошло из-за Сталина.

Григорий Александров снимал «Весёлых ребят» с оглядкой на Голливуд (и именно за это его потом критиковали цензоры). В конце двадцатых он с Сергеем Эйзенштейном был командирован на «фабрику грёз», чтобы перенять опыт американских киношников и поучиться снимать звуковые фильмы-мюзиклы. Возвратившись из США, Александров получил задание снять музыкальный фильм-комедию.

Родилась идея «Весёлых ребят» из спектакля-концерта «Музыкальный магазин», где пел Утёсов, а музыку для спектакля написал Исаак Дунаевский. Поначалу Александров хотел просто перенести концерт на плёнку, но это оказалось мыслью неудачной. Тогда-то и решили написать сценарий, чтобы снять полноценную кинематографическую историю.

Александров снова воспользовался голливудскими находками и ввёл в сюжет любовную линию. Утёсов и Дунаевский в роли героини видели давнюю коллегу Клавдию Шульженко, но она смотрелась в кадре неважно. В поисках актрисы Александров забрёл в театр. И там произошла судьбоносная встреча: в оперетте он увидел певицу Любовь Орлову. Она и стала героиней фильма, предварительно по требования Александрова превратившись в классическую голливудскую красотку: белокурую, стройную, с очаровательной улыбкой, танцующую и поющую.

После премьеры фильма зрители в него влюбились, а вот журналисты бросились критиковать, обвиняя Александрова и Дунаевского в дурновкусии. Как-то «Весёлых ребят» показали Иосифу Виссарионовичу, и он отозвался о картине хорошо. Этого хватило, чтобы критики замолчали.

Кадр из фильма  «Весёлые ребята»
Кадр из фильма «Весёлые ребята»

2. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964).

Этот советский фильм давно растаскан на цитаты. А если сделать поправку на сегодняшний день, то и многие типажи живы: сорванец Иночкин, гротескный бюрократ Дынин, вожатые, которые с охотой помогают подопечным, не забывая развлекать себя. Удивительно, но даже сегодня картина смотрится актуально, хотя жизнь разительно отличается от показанной в кадре.

Фильм снял Элем Климов. Тогда он был студентом ВГИКа и намеревался снимать первую полнометражную картину. Главным героем должен был стать массовик-затейник, и в этой роли Климов видел Евгения Евстигнеева. А вот цензуру сценарий не прошёл: его сочли антисоветчиной. Климов был расстроен, но вскоре ему попался другой сценарий, который и стал основой ленты.

И режиссёр снова привлёк Евстигнеева, предложив ему сыграть товарища Дынина. Но именно из-за Евстигнеева возникли проблемы. Киностудия упорно не хотела видеть его в фильме, предлагая заменить на Михаила Пуговкина. Противостояние дошло до того, что Климов потребовал созвать расширенный Художественный совет, куда вошли руководители ВГИКа. Когда и Худсовет начал настаивать на Пуговкине, молодой режиссёр просто покинул заседание. Поразительно, но такой смелый демарш строптивцу простили. Мало того, на роль утвердили всё-таки Евгения Евстигнеева.

С поиском детей проблем не возникло. Как-то, просматривая юных кандидатов, Климов увидел подростка «с профилем Гоголя». Для него роли в комедии не было, но её дописали специально. Так появился один из самых ярких персонажей – тот самый мальчик с сачком, который всякий раз не к месту произносил фразу «А чего это вы здесь делаете, а?».

Однако проблемы всё равно не иссякли. Ещё во время съёмок «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён» упрекали в дискредитации советских реалий. Самое большое волнение вызывала царица полей кукуруза. Неоднозначной показалась цензорам и сцена похорон бабушки Иночкина: в ней углядели намёк на похороны Хрущёва. В итоге когда была снята половина фильма, пришёл приказ картину закрыть. Но создатели пошли на хитрость, сделав вид, что требования не получали, и досняли весь материал.

Однако это была лишь половина дела. Провокационную, по мнению чиновников, ленту нужно было ещё довести до аудитории. Климов устроил полулегальный показ для коллег-режиссёров в Доме кинематографистов, и мэтры советского кино хохотали над приключениями героев. Однако студия всё равно не выпускала комедию в прокат. На помощь Климову пришёл Сергей Герасимов, отправивший копию на дачу Хрущёву. Никита Сергеевич был в восторге и дал добро.

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»

3. «Белое солнце пустыни» (1970).

Этот советский фильм числится в хитах уже не первое десятилетие, а космонавты смотрят его перед полётами. Однако его судьба могла бы быть куда более сложной, если бы не Брежнев.

Задумали картину на фоне успеха «Неуловимых мстителей», которые вышли в 1966. В «Неуловимых» были все признаки вестерна: скачки, драки, погони, перестрелки, и зрители обожали его. В таком же ключе и было решено снимать «Белое солнце пустыни». Но здесь герой был не сражающимся за победу революции солдатом, а обычным человеком, волей судьбы оказавшийся на Востоке. По такому сценарию не захотели снимать фильм именитые режиссёры Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский и Витаутас Жалакявичюс. В итоге съёмки доверили Владимиру Мотылю.

На роль товарища Сухова пригласили Георгия Юматова, но тот буквально накануне съёмок ввязался в потасовку и пришёл на площадку с синяками на лице, из-за чего его отстранили. Финальный выбор пал на Анатолия Кузнецова, обладателя располагающей добродушной внешности. Именно таким и представляли героя авторы. Его антагонистом стал красавец из Грузии Кахи Кавсадзе. А вот Катерину Матвеевну искали долго, но в конце концов остановились на непрофессиональной актрисе: её стала Галина Лучай, редактор киностудии. Ну а Павел Луспекаев идеально подошёл на роль начальника таможни. Ему было сложно сниматься, потому что из-за болезни у него были ампутированы пальцы ног, но артист не требовал особых условий и работал наравне с коллегами. Кстати, письма, которые писал любезной Катерине Матвеевне товарищ Сухов, написал на самом деле тогда ещё не слишком известный театральный режиссёр Марк Захаррв.

Съёмки шли непросто. Комиссии чиновников регулярно просматривали материал и критиковали авторов, а однажды даже решили закрыть картину. Из-за этого несколько раз поменялся сценарий, а Мотыля неоднократно пытались заменить на других режиссёров. Такое чрезмерное «внимание» объяснялось давним конфликтов Владимира Мотыля с тогдашним руководителем Госкино Филиппом Ермашом. На финальном просмотре чиновники потребовали внести в картине три десятка поправок. Мотыль категорически отказался, и фильм отправили на полку.

Спас «Белое солнце пустыни» Леонид Ильич Брежнев. Он любил американские вестерны, и как-то ему предложили посмотреть «вестерн» отечественный. Брежнев пришёл в восторг, и лента вышла в прокат.

Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»

А вы любите эти картины?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Советские фильмы, спасённые от забвения советскими вождями