В советское время цензоры могли придраться к чему угодно и запретить фильм по самым нелепым причинам. Однако некоторым картинам повезло. Даже будучи раскритикованными чиновниками, они каким-то чудом попадали к руководителям страны, и те давали зелёный свет. Сегодня я хочу вспомнить советские фильмы, которые спасли вожди.
1. «Весёлые ребята» (1934).
Этот советский фильм считают первой отечественной музыкальной комедией. Готовая лента показалась чиновникам легкомысленной и легковесной, так что ей грозило отправиться в архив. Но этого не произошло из-за Сталина.
Григорий Александров снимал «Весёлых ребят» с оглядкой на Голливуд (и именно за это его потом критиковали цензоры). В конце двадцатых он с Сергеем Эйзенштейном был командирован на «фабрику грёз», чтобы перенять опыт американских киношников и поучиться снимать звуковые фильмы-мюзиклы. Возвратившись из США, Александров получил задание снять музыкальный фильм-комедию.
Родилась идея «Весёлых ребят» из спектакля-концерта «Музыкальный магазин», где пел Утёсов, а музыку для спектакля написал Исаак Дунаевский. Поначалу Александров хотел просто перенести концерт на плёнку, но это оказалось мыслью неудачной. Тогда-то и решили написать сценарий, чтобы снять полноценную кинематографическую историю.
Александров снова воспользовался голливудскими находками и ввёл в сюжет любовную линию. Утёсов и Дунаевский в роли героини видели давнюю коллегу Клавдию Шульженко, но она смотрелась в кадре неважно. В поисках актрисы Александров забрёл в театр. И там произошла судьбоносная встреча: в оперетте он увидел певицу Любовь Орлову. Она и стала героиней фильма, предварительно по требования Александрова превратившись в классическую голливудскую красотку: белокурую, стройную, с очаровательной улыбкой, танцующую и поющую.
После премьеры фильма зрители в него влюбились, а вот журналисты бросились критиковать, обвиняя Александрова и Дунаевского в дурновкусии. Как-то «Весёлых ребят» показали Иосифу Виссарионовичу, и он отозвался о картине хорошо. Этого хватило, чтобы критики замолчали.
2. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964).
Этот советский фильм давно растаскан на цитаты. А если сделать поправку на сегодняшний день, то и многие типажи живы: сорванец Иночкин, гротескный бюрократ Дынин, вожатые, которые с охотой помогают подопечным, не забывая развлекать себя. Удивительно, но даже сегодня картина смотрится актуально, хотя жизнь разительно отличается от показанной в кадре.
Фильм снял Элем Климов. Тогда он был студентом ВГИКа и намеревался снимать первую полнометражную картину. Главным героем должен был стать массовик-затейник, и в этой роли Климов видел Евгения Евстигнеева. А вот цензуру сценарий не прошёл: его сочли антисоветчиной. Климов был расстроен, но вскоре ему попался другой сценарий, который и стал основой ленты.
И режиссёр снова привлёк Евстигнеева, предложив ему сыграть товарища Дынина. Но именно из-за Евстигнеева возникли проблемы. Киностудия упорно не хотела видеть его в фильме, предлагая заменить на Михаила Пуговкина. Противостояние дошло до того, что Климов потребовал созвать расширенный Художественный совет, куда вошли руководители ВГИКа. Когда и Худсовет начал настаивать на Пуговкине, молодой режиссёр просто покинул заседание. Поразительно, но такой смелый демарш строптивцу простили. Мало того, на роль утвердили всё-таки Евгения Евстигнеева.
С поиском детей проблем не возникло. Как-то, просматривая юных кандидатов, Климов увидел подростка «с профилем Гоголя». Для него роли в комедии не было, но её дописали специально. Так появился один из самых ярких персонажей – тот самый мальчик с сачком, который всякий раз не к месту произносил фразу «А чего это вы здесь делаете, а?».
Однако проблемы всё равно не иссякли. Ещё во время съёмок «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещён» упрекали в дискредитации советских реалий. Самое большое волнение вызывала царица полей кукуруза. Неоднозначной показалась цензорам и сцена похорон бабушки Иночкина: в ней углядели намёк на похороны Хрущёва. В итоге когда была снята половина фильма, пришёл приказ картину закрыть. Но создатели пошли на хитрость, сделав вид, что требования не получали, и досняли весь материал.
Однако это была лишь половина дела. Провокационную, по мнению чиновников, ленту нужно было ещё довести до аудитории. Климов устроил полулегальный показ для коллег-режиссёров в Доме кинематографистов, и мэтры советского кино хохотали над приключениями героев. Однако студия всё равно не выпускала комедию в прокат. На помощь Климову пришёл Сергей Герасимов, отправивший копию на дачу Хрущёву. Никита Сергеевич был в восторге и дал добро.
3. «Белое солнце пустыни» (1970).
Этот советский фильм числится в хитах уже не первое десятилетие, а космонавты смотрят его перед полётами. Однако его судьба могла бы быть куда более сложной, если бы не Брежнев.
Задумали картину на фоне успеха «Неуловимых мстителей», которые вышли в 1966. В «Неуловимых» были все признаки вестерна: скачки, драки, погони, перестрелки, и зрители обожали его. В таком же ключе и было решено снимать «Белое солнце пустыни». Но здесь герой был не сражающимся за победу революции солдатом, а обычным человеком, волей судьбы оказавшийся на Востоке. По такому сценарию не захотели снимать фильм именитые режиссёры Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский и Витаутас Жалакявичюс. В итоге съёмки доверили Владимиру Мотылю.
На роль товарища Сухова пригласили Георгия Юматова, но тот буквально накануне съёмок ввязался в потасовку и пришёл на площадку с синяками на лице, из-за чего его отстранили. Финальный выбор пал на Анатолия Кузнецова, обладателя располагающей добродушной внешности. Именно таким и представляли героя авторы. Его антагонистом стал красавец из Грузии Кахи Кавсадзе. А вот Катерину Матвеевну искали долго, но в конце концов остановились на непрофессиональной актрисе: её стала Галина Лучай, редактор киностудии. Ну а Павел Луспекаев идеально подошёл на роль начальника таможни. Ему было сложно сниматься, потому что из-за болезни у него были ампутированы пальцы ног, но артист не требовал особых условий и работал наравне с коллегами. Кстати, письма, которые писал любезной Катерине Матвеевне товарищ Сухов, написал на самом деле тогда ещё не слишком известный театральный режиссёр Марк Захаррв.
Съёмки шли непросто. Комиссии чиновников регулярно просматривали материал и критиковали авторов, а однажды даже решили закрыть картину. Из-за этого несколько раз поменялся сценарий, а Мотыля неоднократно пытались заменить на других режиссёров. Такое чрезмерное «внимание» объяснялось давним конфликтов Владимира Мотыля с тогдашним руководителем Госкино Филиппом Ермашом. На финальном просмотре чиновники потребовали внести в картине три десятка поправок. Мотыль категорически отказался, и фильм отправили на полку.
Спас «Белое солнце пустыни» Леонид Ильич Брежнев. Он любил американские вестерны, и как-то ему предложили посмотреть «вестерн» отечественный. Брежнев пришёл в восторг, и лента вышла в прокат.
А вы любите эти картины?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296