21 149 subscribers

Советские фильмы-рекордсмены

558 full reads
1k story viewsUnique page visitors
558 read the story to the endThat's 52% of the total page views
2 minutes — average reading time

В Советском Союзе кинематограф процветал. Еще Ленин нам объяснил, что кино – это важнейшее из искусств, поэтому кинофильмы в СССР пользовались огромной популярностью. Кинотеатры были даже в небольших посёлках, так что зрители по всей стране могли знакомиться с новыми (или не очень) лентами. Кстати, доход от кинопроката тоже был колоссальный. В бюджет страны больше вносили только продажа спиртного и нефти! Давайте вспомним фильмы, который стали для зрителей не просто приятным открытием, а по-настоящему поразили их и даже поставили своего рода рекорды.

1. «Летят журавли» (1957), советский фильм, получивший главную награду Каннского фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь». Больше ни один наш фильм этой награды не заслужил (до сегодняшнего дня, по крайне мере).

История фильма началась с пьесы Виктора Розова «Вечно живые», которую он написал ещё во время войны. Несколько лет её никто не интересовался, но потом по пьесе поставили спектакль. Сначала это была театр Костромы, а потом и московский «Современник». В руки режиссёру Михаилу Калатозову пьсе попала случайно, но так захватила его, что он попросил Розова написать сценарий.

Первой претенденткой на роль Вероники была Елена Добронравова, но с ней работа не заладилась. Тогда появилась идея снимать Татьяну Самойлову, а уже в пару к ней подобрали Алексея Баталова. Обоим пришлось на съёмках нелегко, потому что Калатозов был очень придирчив. Он начинал карьеру в кино как оператор, поэтому имел на всё собственный взгляд и заставлял группу переснимать эпизода. Доводя их до совершенства.

Татьяна Самойлова подхватила на съёмках туберкулёз, но приезжала на площадку и работала даже при дурном самочувствии. Алексей Баталов умудрился получить раны на лице, но вернулся в кадр, едва их залечив.

После премьеры в адрес ленты критично высказался Никита Сергеевич Хрущев, руководивший в те годы страной. Он счёл героиню распутницей, но ни зрители, ни критики с ним не согласились.

Кадр из фильма «Летят журавли»
Кадр из фильма «Летят журавли»
Кадр из фильма «Летят журавли»

2. «Война и мир» (1966), самый высокобюджетный советский фильм, который создавали шесть лет. «Война и мир» - это также первый фильм, снятый по госзаказу. Изначально картина задумывалась как мировой хит, который должен был увлечь не только зрителей СССР, и заграничных любителей кино. Конкуренция среди режиссёров была огромной: всем хотелось снять такой эпохальный фильм. На финальную прямую вышли начинающий Сергей Бондарчук и уже легендарный Иван Пырьев. В итоге второй уступил, так что режиссёром «Войны и мира» стал Бондарчук.

Картину снимали всей страной. Советская армия командировала на съёмки полки, Министерство транспорта доставило на площадку сотни вагонов, 58 музеев предоставили реквизиторам возможность заглянуть в запасники, бутафорские ружья и пистолеты производили на 40 заводах.

Актёрский состав ленты – это подлинное созвездие. На съёмочной площадке появились и мэтры отечественного кино, и самые востребованные артисты шестидесятых, и молодые исполнители, которые в будущем стали звёздами. Их игру оценили зрители 117 стран.

Кадр из фильма «Война и мир»
Кадр из фильма «Война и мир»
Кадр из фильма «Война и мир»

3. «Восхождение» (1976), советский фильм, впервые получивший первую премию Берлинского кинофестиваля – «Золотого медведя». Отмечу особо, что ленту сняла Лариса Шепитько, и она, пожалуй, единственная советская женщина-режиссёр, кому удалось пробиться на такой уровень.

Для Ларисы «Восхождение» стало очень личной историей. Она не один год добилась начала съёмок Повесть Василя Быкова «Сотников» Шепитько прочитала с ложный момент жизни и была настолько впечатлена, что решила снять кино любой ценой. В ленту режиссёр вложила собственные взгляды на жизнь, убеждения и видение происходящего, и, возможно, именно это сделало «Восхождение» таким откровенным.

Лариса принципиально отказалась снимать именитых артистов и выбрала на главные роли Владимира Гостюхина, до того снявшегося всего в нескольких не слишком заметных ролях, и дебютанта Бориса Плотникова.

«Незасвеченные» лица помогли ей добиться выпуклости образов, показать подноготную военного времени и донести до зрителя действие почти на подсознательном уровне. Несмотря на то, что в прокат картина пробивалась со сложностями, она в итоге стала классикой кино не только советского, но и мирового. Для Ларисы Шепитько эта работа стала последней: в 1979 году 41-летняя режиссёр погибла в автокатастрофе.

Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»

4. «Пираты XX века» (1979), самый кассовый советских фильм и, по мнению многих критиков, первый настоящий советский боевик. Ну и, напомню, что здесь впервые открыто показали карате, прежде находившееся в опале восточное боевое искусство.

«Пираты ХХ века» стали хитом в один миг. Режиссёр Борис Дуров считает, что его

лента вывела на первый план новых героев: мужественных, брутальных, сильных.

Таких персонажей в тогдашнем кино определённо не хватало, фильмы чаще снимались про учёных-интеллектуалов, директоров колхозов и рабочих или рефлексирующих интеллигентов. Зрителю же хотелось чего-то более искромётного, энергичного, возможно, даже жёсткого. Это всё и дали «Пираты ХХ века».

В немалой роли популярности боевика поспособствовал исполнитель главной роли Николай Ерёменко, к тому времени уже настоящий любимец публики (особенно женской её части). А Талгату Нигматулину, который в основном и демонстрировал владение карате в кадре, картина принесла всесоюзную известность.

Кадр из фильма «Пираты XX века»
Кадр из фильма «Пираты XX века»
Кадр из фильма «Пираты XX века»

5. «Москва слезам не верит» (1979), советский фильм, получивший премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и проданный в сто стран. Кроме того, картина может считаться рекордсменом по окупаемости: доход от проката превысил затраты почти в 70 раз!

Любопытно, что и сам Меньшов, и Вера Алентова, исполнившая главную роль, да и другие члены группы, не особо верили в ленту, поэтому её успех стал для них сюрпризом. Мало того,

в фильме никто не хотел сниматься. Роль Кати Тихомировой отвергли Тамара Сёмина, Валентина Титова, Жанна Болотова, Людмила Савельева, Галина Польских.

Да и Алентова согласилась сниматься лишь из чувства солидарности с супругом. Та же проблема была и с Гошей, Меньшов даже подумывал сняться сам, но потом возник Алексей Баталов, и это одно из тех гениальных попаданий в роль, которые далеко не всегда случаются в кино.

Мелодрама Владимира Меньшова до сих пор смотрится актуально (разумеется с поправками на сегодняшнюю реальность). Просто потом, что история, рассказанная в нём, повторяется снова и снова с тысячами женщин. А ещё жизнь в сорок лет действительно только начинается.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

А вам нравятся эти картины?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Советские фильмы-рекордсмены