Советский фильм, открывший эру рабочей романтики

10 April 2020
313 full reads
1 min.
558 story viewsUnique page visitors
313 read the story to the endThat's 56% of the total page views
1 minute — average reading time

В советском искусстве, как известно, важнейшим было кино. А представить себе кино без главного героя тех лет, рабочего, невозможно. В отличие от нынешнего кинематографа

советское воспевало рабочую романтику,

хотя, возможно, местами идеализируя рабочий класс. Не всем картинам на производственную тематику была суждена долгая жизнь, но некоторые стали настоящими хитами и любимы по сей день.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице»

Во второй половине пятидесятых начинается хрущёвская оттепель, которую в первую очередь ощутили люди творческие, и кинематографисты в том числе. В это время на Одесскую киностудию прибыли вчерашние выпускники ВГИКа Марлен Хуциев и Феликс Миронер. Они сдружились во время учёбы и даже сняли в 1950 году совместную дипломную короткометражку. Спустя несколько лет они решились на большой проект, сценарий к которому написал Миронер. Это была «Весна на Заречной улице», фактически дебют Марлена Хуциева как режиссёра. Феликс Миронер стал вторым режиссёром картины.

Молодые режиссёра получили на Одесской киностудии карт-бланш и провели десятки проб, выбирая исполнителей. В итоге главную роль отдали Николаю Рыбникову, ученику Сергея Герасимова, восходящей звезде кино. Рыбников уже снялся в нескольких фильмах и полюбился зрителям.

Но чиновникам кандидатура Рыбникова не пришлась по вкусу, режиссёру настоятельно рекомендовали взять другого артиста.

Однако Хуциев видел в роли сталевара-передовика только Рыбникова и в итоге своего добился.

Сам актёр к роли подошёл ответственно. Чтобы выглядеть на экране убедительно,

Рыбников отправился на завод «Запорожсталь», где две недели осваивал профессию сталелитейщика.

За это время он подружился с рабочими, а своего наставника, рабочего Григория Пометуна, потом навещал ещё долгие годы. А День металлурга стал для Рыбникова чуть ли не личным праздником, который он неизменно отмечал приездом в Запорожье.

А вот для съёмочной группы съёмки на заводе стали сущим мучением. В цехах было тесно, жарко и темно, поэтому киношники старались максимально ускорить процесс и снять всё с первого дубля. Правда, удавалось это не всегда, так что уже потом на Одесской киностудии построили бутафорские цеха, где и доснимали сцены.

Партнёршей Рыбникова стала Нина Иванова, непрофессиональная актриса. Нина впервые оказалась на съёмочной площадке ещё школьницей: в 1944 году она снялась в картине «Жила-была девочка». Но связывать жизнь с кино она не захотела, а выбрала медицину. Как-то, уже будучи студенткой, она зашла к подруге во ВГИК, где и попалась на глаза Хуциеву. Тот девушку запомнил, а позже пригласил сниматься. По словам самого Хуицева,

неопытность и зажатость Нины сыграли на руку ленте, ведь по сюжету её героиня тоже попадает в очень непривычную среду, где ей приходится нелегко.

Правда, поговаривают, что Николая Рыбникова это здорово раздражало: ему, актёру-профессионалу, сцены давались легко, а Нине приходилось все многократно объяснять и долго репетировать. Кстати, на съёмках «Весны на Заречной улице» у Ивановой начался роман. Но не с Рыбниковым, как были уверены многие, а с оператором Робертом Василевским. Позже пара поженилась.

Всего работа над картиной заняла около двух лет, причём в последние месяцы группе пришлось работать почти без выходных, снимая последние сцены и монтируя финальную версию. Но результат того стоил: премьера прошла с успехом, а зрители валом валили к кинотеатры. Но критики не были так благодушно настроены. Они упрекали создателей в том, что

сталевар предстал на экране не одиозным героем, передовиком, который в конце концов попадает на какой-нибудь съезд и получает правительственные награды, а обычным человеком со слабостями.

Мало того, он проводит время за мещанскими развлечениями вроде домашних танцулек и водит дружбу с сомнительными личностями. А вот аудитории именно эта самая простота и была близка: многие увидели в героях самих себя, и как раз поэтому полюбили ленту.

А вы поверили сталевару, влюбившемуся в учительницу?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Советский фильм, открывший эру рабочей романтики