Советский фильм, открывший главный секрет обольщения

1 June 2020
11k full reads
3 min.
16k story viewsUnique page visitors
11k read the story to the endThat's 74% of the total page views
3 minutes — average reading time

Музыкальные фильмы - жанр особенный, и далеко не всем нравится. Но вот экранизации оперетт, которые появились благодаря Яну Фриду, в части популярности вполне могут соперничать с главными советскими кинохитами. И одна из самых ярких и искромётных лент - это блистательная «Летучая мышь», вышедшая в 1979 году.

Кадр из фильма «Летучая мышь»
Кадр из фильма «Летучая мышь»
Режиссёр Ян Фрид прожил такую насыщенную жизнь, что она и сама могла бы стать основой для фильма.

Ян учился у самого Сергея Эйзенштейна, начал работать в кино в конце тридцатых, прошёл Великую Отечественную войну и вернулся с фронта майором, в пятидесятые увлёкся документальным кино, а в семидесятые вдруг занялся музыкальными картинами. Первой его работой в этом жанре стала «Собака на сене» (1977). Представьте себе, что

когда Фрид дебютировал как режиссёр музыкального кино, ему было под 70!

Но дебют был очень успешным, так что он продолжил двигаться в том же направлении и через год начал снимать «Летучую мышь».

Тут надо отметить, что большинство зрителей до сих пор уверены, что оперетта «Летучая мышь» дошла к нам в оригинале. Между тем, в ней осталась лишь гениальная музыка Иоганна Штрауса, а вот либретто изменено почти полностью.

Немецкий оригинал оперетты уныл и пресен, в нём нет и половины той праздничности, что есть в известной нам истории.

Приложил руку к переделке либретто драматург Николай Эрдман. Редкий искусствовед и музыкант не согласится, что здесь имеет место тот самый исключительный случай, когда обновлённая версия намного лучше оригинала. Эрдман наполнил «Летучую мышь» юмором, оживил постную интригу, добавил задора и каламбуров. И именно этот вариант взялся экранизировать Ян Фрид.

На главные мужские роли режиссёр пригласил братьев Юрия и Виталия Соломиных. Оба были очень популярны и любимы зрителями, оба часто снимались и были заняты в театре, но оба без длительных раздумий дали согласие. Причём если

Виталий выступил в привычном для себя амплуа ветерника, шутника и гуляки Фалька, то для Юрия это был эксперимент.

Его привыкли видеть в образах серьёзных и героических, а в «Летучей мыши» ему предстояло стать лукавым интриганом и легкомысленным героем-любовником Генрихом Айзенштайном. И этот эксперимент вполне удался: Юрий Соломин был прекрасен в типично опереточном облике.

В главной женской роли Ян Фрид видел Людмилу Максакову. Он уже приглашал её в «Собаку на сене», но

Максакова отказалась и впоследствии очень об этом жалела

(а роль ушла к Маргарите Тереховой). И, конечно же, когда Фрид пригласил артистку снова, она согласилась, не колеблясь.

Также в непривычном для себя образе показался Олег Видов, сыгравший юного воздыхателя Розалинды, героини Людмилы Максаковой. Олега, как и Юрия Соломина, гораздо проще представить героем-победителем, которому по плечу любые испытания, а в «Летучей мыши» ему досталась роль неудачника, так и не сумевшего покорить возлюбленную.

Одну из первых заметных ролей сыграла в фильме Лариса Удовиченко. На роль Адели, талантливой, хоть и не лишенной хитрости служанки Розалинды исполнительницу искали долго, и даже Лариса с первого раз пробы не прошла. Но потом она узнала, что

Ян Фрид описывал своё видение образа служанку как «девушку, похожую на юную и прелестную Людмилу Целиковскую»

и попыталась воплотить именно такой образ. И тогда режиссёр решил, что Лариса отлично впишется в роль.

Кстати, в «Летучей мыши» вообще появилось много именитых артистов, которые с удовольствием сыграли второстепенные роли. Сергей Филиппов, Игорь Дмитриев, Александр Демьяненко, Евгений Весник - эпизоды с ними были не такими уж объёмными, но запомнились не меньше основного сюжета. И бесспорным украшением картины стала сцена урока стрельбы глазами, которую разыграли Гликерия Богданова-Чеснокова и Ольга Волкова. Последней, кстати, было уже почти 40, когда она сыграла дурнушку-дочь прокурора, но это совершенно незаметно. Ну и сам этот эпизод сегодня - настоящая классика (и не только советского кино, но и обольщения).

По воспоминаниям всех участников съёмок, работать им было легко.

Ян Фрид создал на площадке очень комфортную атмосферу, в которой всем было удобно.

Ещё до старта съёмок он пригласил к себе домой всех артистов: и актёров, и певцов, которые исполняли музыкальные партии, где все между собой познакомились в домашней обстановке, без официоза. И такие вечера он повторял регулярно, и именно они стали залогом дружелюбия и созидательности.

Интересно, что

актёрам, игравшим роли, приходилось подстраиваться под певцов, а не наоборот.

Сначала была записаны музыкальные номера, актёры получили кассеты и дома репетировали и тренировались попадать в ноты, чтобы на экране всё выглядело так, будто поют они. Отдельную сложность представлял выбор певцов, поскольку тембры их голосов должны были совпадать с тембрами голосов драматических артистов. Обратите внимание на любопытный факт:

за Игоря Дмитриева в «Летучей мыши» поёт актёр Борис Смолкин,

прославившийся уже в зрелом возрасте после участия в российском сериале «Моя прекрасная няня», который по образованию оперный певец.

В отличие от музыкальных номеров, которые отдали на откуп профессионалам из оперы, танцевальные все актёры исполняли сами. Для постановки пригласили Нину Пельцер, знаменитого ленинградского хореографа. Нина Васильевна была уже немолода, ей, как и Фриду, было почти 70, но она не давала спуску артистам, строго следила за ними и заставляла регулярно репетировать. Результат такой придирчивости и ответственного отношения к работе налицо:

танцы в «Летучей мыши» смотрятся роскошно.

Завершая рассказ, хочу от себя добавить, что «Летучая мышь» и более поздняя «Сильва» того же Яна Фрида заставили меня влюбиться в оперетту. Это настоящий фильмы-праздники, которые вряд ли когда-то прискучат.

А какой момент запомнился вам больше всего?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Советский фильм, открывший главный секрет обольщения