20 975 subscribers

Советский фильм, первая версия которого прожила всего два часа

20k full reads
52k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 38% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

Карьеру режиссёра Алексея Германа не назвать безоблачной.

В новом выпуске подкаста — эмоциональная беседа о самых ярких эпизодах фильма «Мой друг Иван Лапшин».

Его фильмы пробивали дорогу на экран с большим трудом, а одна из первых работ, военная картина «Проверки на дорогах», и вовсе сразу попала на полку и чуть не закрыла Герману дорогу в кино. В конце семидесятых режиссёр взялся за очередные съёмки. На этот раз он решил поставить фильм по повести «Лапшин» собственного отца, писателя Юрия Германа, написанной ещё в тридцатые. Сценарий по ней с названием «Начальник опергруппы» появился в 1969 году, но лишь теперь зашла речь об экранизации.

Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин»
Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин»

Добиться разрешения на съёмки было непросто:

Герман имел репутацию неблагонадёжного, да и предлагаемый сценарий вызывал сомнения.

История рассказывала о группе оперативников, живших в Ленинграде в 1935 году.

Фото со съёмок. Режиссёр Алексей Герман
Фото со съёмок. Режиссёр Алексей Герман
Фото со съёмок. Режиссёр Алексей Герман

Юрий Герман частично описал в повести факты собственной биографии и подробности и жизни реальных милиционеров, с которыми был лично знаком. Позже Алексей Герман рассказывал, что, по свидетельству отца,

большая часть героев в конце тридцатых попала под колёса террора (отчасти из-за происхождения: многие из них были коренными жителями Васильевского острова, потомками немцев, приехавших в 17-18 веках в Россию).
Фото со съёмок. Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Семён Фарада, Александр Филиппенко
Фото со съёмок. Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Семён Фарада, Александр Филиппенко
Фото со съёмок. Андрей Болтнев, Юрий Кузнецов, Семён Фарада, Александр Филиппенко

Со скрипом сценарий всё-таки утвердили, и в 1979 году Алексей Герман начал искать актёров.

По его задумке

картина должна была получиться с налётом документальности, стать в каком-то смысле эпизодом хроники того времени.

Поэтому Герман перенёс действие из столичного Ленинграда в вымышленный провинциальный город и поэтому он принципиально хотел снимать артистов неизвестных, с которыми публика знакома не была. Мало того, основным требованием режиссёра стала некая обречённость во внешности, взгляде кандидатов. Это было необходимо, чтобы показать предчувствие репрессий, которое ещё не было явным в середине тридцатых, но витало в воздухе. Сам Алексей Герман описал своё видение образов так:

«Мы искали человека с печатью смерти на лице…. Мы искали человека, занесённого в Красную книгу, не жильца. Мы искали человека, которого убьют».

Первым претендентом на роль главного героя, оперативника Лапшина, был Алексей Петренко. Петренко всегда был мужчиной крупным, массивным, а оперативники тридцатых определённо не обладали такими фигурами. Алексей Герман попросил актёра скинуть вес и дал ему полгода, но Алексей Петренко с задачей не справился, и роль от него ушла.

После неудачи с Петренко

Герман окончательно решил, что главную роль отдаст начинающему исполнителю.

Кандидатов предложил помощник режиссёра Виктор Аристов. Он нашёл в Сибири двух интересных актёров, которых никто в кино ещё не видел: Андрея Болтнева и Юрия Кузнецова. После проб худсовет утвердил Юрия Кузнецова, но Алексей Герман настоял на Андрее Болтневе.

Но Юрия Кузнецова режиссёр тоже упускать не хотел: актёр ему невероятно понравился. И тогда он специально для него расширил роль начальника отдела.

Фото со съёмок. Юрий Кузнецов
Фото со съёмок. Юрий Кузнецов
Фото со съёмок. Юрий Кузнецов

В первоначальном варианте у этого персонажа была всего пара реплик, но Герман дописал сценарий и сделал из начальника полноценного героя, которого и сыграл Юрий Кузнецов, фактически начав карьеру в кино.

Вторая ключевая роль, писателя Ханина, досталась Андрею Миронову, хотя Герман не хотел брать в фильм звёзд. Он уже попробовал Анатолия Васильева и Александра Филиппенко, тогда ещё не примелькавшихся в кино. Но не увидел в них обаяния, которым обладал Ханин. По сюжету

Ханин был всеобщим любимцем, к нему трепетно относились все окружающие, его хотелось защищать и оберегать, но ни Васильев, ни Филиппенко такой аурой не обладали.
Фото со съёмок. Андрей Миронов, Алексей Герман
Фото со съёмок. Андрей Миронов, Алексей Герман
Фото со съёмок. Андрей Миронов, Алексей Герман

Андрей Миронов сам добивался проб у Германа, потому что мечтал избавиться от прилипшего к нему амплуа комика. Он постоянно звонил режиссёру, напоминая о себе, так что в итоге Герман сдался и пригласил Миронова. И тот неожиданно для многих на удивление органично вписался в напряженную атмосферу тяжёлых тридцатых.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Но, как и в случае с Юрием Кузнецовым,

Герман ухватился за Александра Филиппенко. В актёре была заметна внутренняя мощь, потаённая сила, задавленная внешним спокойствием.

Такой типаж был необходим в фильме, и Герман придумал ещё одного персонажа, специально для Александра. Это был отец мальчика, от лица которого и ведётся рассказ. Роль Занадворова была очень особенной и дорогой для самого режиссёра, ведь во многом Занадворова он списал с собственного отца.

Фото со съёмок. Алексей Герман
Фото со съёмок. Алексей Герман
Фото со съёмок. Алексей Герман

Главную женскую роль, актрисы Наташи, получила Нина Русланова. Это был второй режиссёрский реверанс в сторону звёзд: Русланова была уже очень известной исполнительницей с серьёзной фильмографией. Не все однозначно одобрили такой выбор, однако

Русланова внесли в картину долю жёсткой романтики. Благодаря ей любовный треугольник получился не чувственным, а скорее железобетонным, но вполне в духе непростой эпохи.
Фото со съёмок. Андрей Миронов, Нина Русланова, Алексей Герман
Фото со съёмок. Андрей Миронов, Нина Русланова, Алексей Герман
Фото со съёмок. Андрей Миронов, Нина Русланова, Алексей Герман

В крошечных эпизодах в картине можно увидеть ещё двух будущих звёзд: Нину Усатову и Анатолия Сливникова. Поначалу Герман предложил Нине сыграть Катьку-Наполеон. Эта роль была хоть и второстепенной, но объёмной. Но потом он увидел в Усатовой жену главного бандита, которая в кадре появляется всего на несколько секунд.

Нина Усатова была обескуражена тем, что ей дают совсем крошечный эпизод, где даже не рассмотреть её лица, но, как ни странно, именно после него актрису начали приглашать другие режиссёры.

Анатолий Сливникову тоже досталось всего несколько минут экранного времени (он сыграл милиционера Бычкова), но совсем скоро зрители увидят его в роли безмолвного, но покладистого Крокодила Гены в комедии «Блондинка за углом» (1984).

Фото со съёмок. Алексей Герман
Фото со съёмок. Алексей Герман
Фото со съёмок. Алексей Герман

Когда фильм завершали, он получил название «Мой друг Иван Лапшин».

Все, кто в нём снимался, и по сей день благодарны Герману за шанс проявить себя. Режиссёр умудрился собрать настолько гармоничный актёрский ансамбль,

что почти сразу же большая часть артистов перешла в военную драму «Торпедоносцы» (1983).

В 1981 году «Мой друг Иван Лапшин» смонтировали и отправили в Госкино на утверждение.

Первый вариант фильма просуществовал всего два часа. Худсовет во главе с Филиппом Ермашом после просмотра выдал вердикт: картина никуда не годится.

Тут же поступило указание списать деньги, затраченные на съёмку в убыток киностудии «Ленфильм», а всех причастных к созданию ленту наказать. Ни о каком прокате речь не шла, ещё один фильм Германа сослали в архив. Лишь через несколько лет «Мой друг Иван Лапшин» всё-таки дошёл до зрителей благодаря смене руководства страны.

А как вам кажется, Наташа сможет забыть Ханина и влюбиться в Лапшина?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Советский фильм, первая версия которого прожила всего два часа

В новых выпусках:

Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:

Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»:

Как карате привело Римму Маркову в фильм «Родня» (обсуждаем культовую ленту Никиты Михалкова с автором блога Блог-монолог):

Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):