Советский фильм-ответ «Апокалипсису сегодня»

17k full reads
28k story viewsUnique page visitors
17k read the story to the endThat's 60% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Какой фильм вы назовёте, если вас попросят вспомнить ленту о войне во Вьетнаме? С большой долей вероятности это будет «Апокалипсис сегодня», снятый Копполой в 1979 году. Лента эта неоднозначная, но критикой обласканная, да и зрителей она накрепко удерживает уже не первое десятилетие. Между тем, и в Советском Союзе, который тоже имел непосредственное отношение к этому серьёзному конфликту, был снят фильм на ту же тему.

Кадр из фильма «Координаты смерти»
Кадр из фильма «Координаты смерти»
Кадр из фильма «Координаты смерти»

Режиссёр Самвел Гаспаров выпустил его в середине восьмидесятых, взяв за основу сценарий вьетнамского драматурга Хоанга Тить Ти «Глаз бури».

Это была первая советско-вьетнамская картина, премьеру которой приурочили к 40-летию провозглашения независимости Вьетнама и называлась она «Координаты смерти».

Этими словами американские лётчики называли Вьетнам, отправляясь туда на задание.

Фото со съёмок. Александр Галибин и вьетнамская актриса Ле Ван
Фото со съёмок. Александр Галибин и вьетнамская актриса Ле Ван
Фото со съёмок. Александр Галибин и вьетнамская актриса Ле Ван

Что привлекло Самвела Гаспарова в этой теме, сегодня сказать уже сложно. Прежде он снимал большей частью детективы и истерны, но почти никогда не акцентировал внимание на эпизодах кровавых и жестоких (за что, кстати, ему порой доставалось от ценителей жанра).

В новой картине речь шла о событиях не столь давних, ещё были живы свидетели вьетнамской войны, да и тема противостояния с США, которая тоже затрагивалась в лента, была актуальной.
Фото со съёмок. Александр Галибин и вьетнамский актёр Вьет Бао
Фото со съёмок. Александр Галибин и вьетнамский актёр Вьет Бао
Фото со съёмок. Александр Галибин и вьетнамский актёр Вьет Бао
«Координаты смерти» рассказывают вьетнамцах, отстаивающих независимость страны.

Противостоят им американцы, бесчинствующие в сёлах и деревнях и без жалости уничтожающие мирное население. Параллельно развивается действие на советском торговом судне, которое под бомбёжками ВВС США продвигается к побережью Вьетнама. В какой-то момент вьетнамцы и представители СССР объединяются, чтобы плечом к плечу дать отпор пресловутой американской военщине.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Большая часть съёмок проходила в районе Ханоя, столицы страны. Вьетнамцы предоставили советским киношникам списанную технику, позволили работать на реальном торговом корабле, разрешали поднимать в небо вертолёты и самолёты. Такая

жертвенность позволили группе даже отказаться от комбинированных съёмок: пиротехники взрывали настоящие боевые машины.
Фото со съёмок. Эпизод вертолётной атаки американцев
Фото со съёмок. Эпизод вертолётной атаки американцев
Фото со съёмок. Эпизод вертолётной атаки американцев

Представители вьетнамской стороны активно помогали и на площадке. Часто в эпизодах снимались обычные люди, многие из которые принимали участие в войне. Они ничего не имитировали перед камерой, а вели себя так, как будто находятся в джунглях и ежесекундно ждут нападения американцев. За счёт этой ненаигранности и естественности лента даже порой производит впечатление документальной.

 Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок
Авторы изначально решили снять фильм не об отдельных героях, а о нации, защитившей свою землю, о коллективном подвиге людей.

И это им вполне удалось как раз благодаря участию тех, кто своими глазами видел войну, залитые напалмом поля, массовые смерти, кто сам потерял близких и переживал это годами.

Фото со съёмок. Юрий Назаров
Фото со съёмок. Юрий Назаров
Фото со съёмок. Юрий Назаров

Но, разумеется, наряду с вьетнамскими артистами в кадре появились и советские: Александр Галибин, Юрий Назаров, Татьяна Лебедева. Их зрители во Вьетнаме приветствовали на показах не меньше, чем сыгравших в картине соотечественников.

Фото со съёмок. Татьяна Лебедева и Ле Ван
Фото со съёмок. Татьяна Лебедева и Ле Ван
Фото со съёмок. Татьяна Лебедева и Ле Ван

Премьера «Координат смерти» состоялась одновременно в нескольких крупных вьетнамских городах. Фильм смогли увидеть не только чиновники и военные, но и самые обычных люди, включая сельчан, больше всех пострадавших от напалмовых бомбардировок. И всегда отзывы об этой истории были благожелательные: зрители видели в героях тех, кого они когда-то знали сами сами и с кем когда воевали рядом. А вот в СССР судьба фильма оказалась незавидной. И многие связывают это с наступившей перестройкой. Как раз тогда

Михаил Горбачёв начал чрезмерно активно налаживать связи с США, поэтому показывать прежних врагов в нелицеприятном свете стало если не запрещено, то уж как минимум нежелательно.

Поэтому «Координатам смерти», где зверства американцев выглядели не менее впечатляющие, чем в «Апокалипсисе сегодня», дали невысокую прокатную категорию и пустили в прокат лишь в третьесортных кинозалах, и широкая публика его не узнала.

А вам довелось увидеть этот фильм в кино? Возможно, вы смотрели его уже позже или совсем недавно? Как вам кажется, «Координаты смерти» - это достойный ответ «Апокалипсису сегодня»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Советский фильм-ответ «Апокалипсису сегодня»