22 658 subscribers

Советский телефильм, который снимали 11 лет

26k full reads
36k story viewsUnique page visitors
26k read the story to the endThat's 73% of the total page views
3 minutes — average reading time

Телевизионный фильм «Вечный зов» не посмотришь за один присест. Но мне ни разу не удалось ограничиться хотя бы одной серией за раз: так эта история захватывает, что остановиться сложно.

В «Вечном зове» нет ни компьютерной графики, ни дизайнерских костюмов, ни фантастического сюжета, как в современных популярных сериалах.

Зато в нём есть история нашей страны, потрясающая режиссёрская работа и, конечно, пронизывающая зрителей насквозь актёрская игра.

Кадр из фильма «Вечный зов». Вадим Спиридонов сыграл в картине предателя., перебежчика  и изменника Фёдора Савельева. Но не восхищаться Вадимом, воплотившем зло в самом отвратительном виде, невозможно.
Кадр из фильма «Вечный зов». Вадим Спиридонов сыграл в картине предателя., перебежчика и изменника Фёдора Савельева. Но не восхищаться Вадимом, воплотившем зло в самом отвратительном виде, невозможно.
В отличие от сегодняшних саг, которые делаются поточно, телефильм снимали больше десяти (вдумайтесь только - больше десяти!) лет. При этом вышло на полторы тысячи эпизодов, а всего 19 серий,

каждая из которых - отдельный фильм, полноценный художественный фильм, созданный на высочайшем уровне. Режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков начали работать над картиной ещё в 1972 году, а первые серии пошли в эфир лишь в 1976. За время съёмок участники стали действительно одной семьёй, а актёры буквально срослись с героями и с трудом с ними расставались.

У Краснопольского и Ускова уже был опыт длительных съёмок: в 1971 году вышла семисерийная сага «Тени исчезают в полдень», которую создавали около двух лет. Работы вымотала режиссёров, так что о новой подобной авантюре они и не помышляли. Но тут вышел новый роман писателя Анатолия Иванова, автора романа «Тени исчезают в полдень». Прочитав его, Краснопольский и Усков влюбились в персонажей и поняли, что им предстоит очередной титанический труд. Теленачальство идею одобрило, и начался подбор актёров. Он занял не один месяц, поскольку героев в ленте было много.

Гостелерадио настаивало на звёздах, а вот режиссёры хотели снимать артистов не очень известных, чтобы зрители не ассоциировали их с прежними образами, а увидели в них своих знакомых, родственников, соседей.

Исполнителей искали по всей стране, режиссёры сами ездили по провинциальным театрам, выискивая подходящих артистов. Но в кадре всё равно появились и знаменитые актёры: Пётр Вельяминов, которого и открыли сами Усков и Краснопольский, Тамара Сёмина, Ада Роговцева, Наталья Кустинская, Андрей Мартынов, Вадим Спиридонов, Ефим Копелян и ещё десяток советских кинозвёзд.

Фото со съёмок. Пётр Вельяминов
Фото со съёмок. Пётр Вельяминов

Когда состав был подобран, группа отправилась в Башкирию. Именно там снимали сибирское село, в котором и происходят основные действия. Местные жители активно помогали киношникам и за десятилетие тоже сроднились с ними.

Когда нужно было собрать массовку, проблем не возникало: сельчане тут же приходили на площадку и снимались в любых сценах.

От них же создатели фильма получали деревенскую утварь, колхозную технику, одежду, а ещё местные охотно предоставляли для съёмок собственные избы. Не лишними были и советы деревенских жителей: большинство актёров были городскими, поэтому многие очевидные для сельчан вещи для них были загадкой. И благодаря советам и подсказкам башкиров действие выглядит абсолютно достоверным, и нельзя не поверить, что герои «Вечного зова» и в самом деле провели всю жизнь в деревне.

Сюжет эпопеи охватывал несколько десятилетий: с начала двадцатого века по шестидесятые годы. Актёры взрослели и старились по ходу съёмок, но отчасти им в этом помогали гримёры. Но иногда артистам приходилось «молодеть», например, для самых первых серий большинству исполнителей среднего возраста пришлось сбрасывать вес, чтобы выглядеть моложе. Внезапный уход из жизни Ефима Копеляна, игравшего помещика Кафтанова, одну из центральных ролей в первых сериях, стал для коллег огромной потерей и человеческой трагедией.

В нескольких сценах Копелян досняться не успел, так что его заменил загримированный дублёр. Правда, отличить его от Копеляна невозможно

ни внешне, ни по голосу (присмотритесь к Кафтанову в эпизоде, когда его убивает Иван Савельев, там как раз снимается дублёр).

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Когда первые серии досняли и смонтировали, худсовет насторожился. Во-первых, отрицательные герои были слишком обаятельны (кстати, ещё на этапе утверждения актёров возникли сложности из-за того же Копеляна. Чиновники не желали, что артист, озвучивший легендарные «Семнадцать мгновений весны» играл наглого своенравного помещика и врага советской власти и утвердили его со скрипом). Во-вторых, массу претензий вызывал Пётр Полипов, сыгранный Юрием Смирновым.

Герой, умудрившийся предать всех, кого только смог, годами делал карьеру в партии и добился высокого чина и завидной должности, и это решительно не понравилось цензорам.

Режиссёрам пришлось пойти на компромисс, чтобы «Вечный зов» не отправили в архив. Им разрешили оставить Полипова, но его линию скорректировали и полностью вырезали все эпизоды, связанные с репрессиями тридцатых годов. Любопытно, что после выхода фильма Владимира Краснопольского, Валерия Ускова и сыгравших главные роли артистов наградили госпремией, а вот Юрию Смирнову ничего не досталось, хотя его персонаж прошёл через всю историю. Очевидно, кто-то всё-таки затаил зло на Петра Полипова.

Признайтесь, вы можете удержаться от слёз, когда неверная Анфиса всё-таки находит потерявшего на войне ноги Кирьяна в поезде? Я никак не могу удержаться от рыданий, хотя уже много раз этот эпизод видела и знаю что потом всё будет хорошо.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Советский телефильм, который снимали 11 лет