20 921 subscriber

Совсем не смешная роль Юрия Никулина

6,5k full reads
11k story viewsUnique page visitors
6,5k read the story to the endThat's 56% of the total page views
3 minutes — average reading time

При упоминании имени Юрия Никулина сразу всплывают в памяти его комедийные образы. Но в одной из первых картин

он предстал совершенно аморальным типом, алкашом, обманщиком, нахлебником.

Это была драма «Когда деревья были большими» (1962), где Никулин сыграл опустившегося бывшего фронтовика.

Кадр из фильма «Когда деревья были большими»
Кадр из фильма «Когда деревья были большими»
Кадр из фильма «Когда деревья были большими»

Сценарий фильма написал Николай Фигуровский, тогда начинающий кинематографист. Пробой пера для него стал сценарий к ленте о Гражданской войне «Огненные вёрсты» (1957). Чуть позже Фигуровский попробовал себя и в режиссуре, но писать сценарии не забросил. Очередная его история про фронтовика по случаю попала к Сергею Герасимову, который тогда возглавлял киностудию имени Горького. Идея Герасимову понравилась, он дал добро на съёмки, но попросил Фигуровского доработать сценарий. И тут помогла сама жизнь:

в 1961 году в СССР усилили борьбу с тунеядцами, так что Фигуровский сделал героя лодырем и лоботрясом, который не прочь приложиться к бутылке.

При этом персонаж остался, как и прежней версии, добродушным и беззлобным, который и сам страдает от собственной неприкаянности.

Постановку решено было доверить Льву Кулиджанову, чей «Дом, в котором я живу» (1957) с первого показа полюбился зрителям. Кулиджанов, прочитав сценарий, буквально вцепился в него: по мнению режиссёра,

картина могла стать новым словом в советском кинематографе. В отличие от большинства фильмов, где действовали настоящие герои, тут в центре находился маргинал, отверженный, маленький человек.

Таких людей в стране было много, тем более после войны, но показывать их на экране кинематографисты и чиновники не стремились.

На главную роль сразу утвердили Василия Меркурьева. Но тот согласился при условии, что съёмочная группа отправиться в Ленинградскую область и будет работать поблизости от дачи артиста. Конечно, такое вызывающее предложение не нашло поддержки, так что от Меркурьева отказались.

Внезапно Кулиджанов предложил снять в роли Кузьмы Иорданова Юрия Никулина. Никулин уже был известен как цирковой клоун и в кино снимался в ролях небольших и комедийных.

Сам актёр, которому сама история очень понравилась, сомневался, что сможет перевоплотиться в драматического персонажа.

Мало того, по сюжету Кузьме было уже 50 лет, тогда как Никулину — всего 40.

Но Кулиджанов артиста убедил, хотя тот до последнего момента колебался. В автобиографической книге «Почти серьёзно» Юрий Никулин рассказал об опасениях. Так, у Кузьмы было много реплик и монологов, а артист плохо запоминал объёмные тексты. Кроме того, Никулин был сильно занят в цирке, а Кулиджанов звал его на главную роль, требующую и времени, и внутреннего включения, поэтому могли возникнуть проблемы с совмещением графиком в цирке и на съёмках. Там же Юрий Никулин писал, что попросил Кулиджанова снимать эпизоды в порядке следования их в сценарии, чтобы вживаться в образ было проще. Кулиджанова пообещал, но, как это часто бывает в кино, в итоге сцены снимали вразнобой.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Главную героиню, деревенскую девушку Наташу, которой безалаберный Кузьма представляется отцом, сыграла Инна Гулая. 22-летняя Инна уже снялась в двух фильмах, и Льва Кулиджанова впечатлило её интересное, немного загадочное лицо и огромные глаза. А ещё, как выяснилось,

Инна была настоящим фанатом актёрской профессии на площадке выкладывалась по полной, не боялась быть на экране нелепой и некрасивой, но это лишь украшало её героиню.
Фото со съёмок. Юрий Никулин, Инна Гулая
Фото со съёмок. Юрий Никулин, Инна Гулая
Фото со съёмок. Юрий Никулин, Инна Гулая

Роль жениха Наташи отдали Леониду Куравлёву, чья звезда тогда уже всходила. Здесь же был и Василий Шукшин, артист и начинающий режиссёр. Куравлев снялся у Шукшина в его дипломной режиссерской работе, и они на годы стали соратниками. Уже совсем скоро после «Когда деревья были большими» вышла мелодрама «Живёт такой парень» (1964), поставленная Василием Шукшиным, с Леонидом Куравлёвым в главной роли, которая тут же вывела обоих в число первых знаменитостей советского кино.

Фото со съёмок. Инна Гулая, Юрий Никулин, Василий Шукшин
Фото со съёмок. Инна Гулая, Юрий Никулин, Василий Шукшин
Фото со съёмок. Инна Гулая, Юрий Никулин, Василий Шукшин

Начались съёмки с эпизодов в Москве. Одну из первых сцен, падение стиральной машины, снимали в жилом доме на проспекте Мира.

Ассистенты режиссёра лично обошли все квартиры и предупредили жильцов о грохоте, который будет сопровождать падение машины.

Кстати, для съёмок закупили два агрегата. Из одного вытащили мотор, чтобы падение не было оглушительно громким. А вот вторую стиралку, полноценную, с мотором, сбросили, чтобы записать звук.

Отработав в столице, группа отправилась в область. Там, под Ногинском, в селе Мамонтово, снимали деревенскую часть. А вот

Никулину пришлось прерваться: он на полтора месяца уехал на гастроли с цирком в Великобританию. Но как только артист вернулся домой, его тут же вызвали на съёмки,

чтобы группа не простаивала. Работа продолжилась, так что к финалу подошли вовремя.

Смонтированную ленту традиционно представили худсовету, и тут у Кулиджанова начались проблемы.

Мастера старой школы и патриархи отечественного кинематографа раскритиковали фильм.

«Виноват» был главный герой — безответственный пьянчужка, обманывающий наивную девушку. Именитые кинематографисты решительно не понимали, зачем нужно показывать таких персонажей, запустивших себя, аморальных, которые никак не могут быть примером для граждан страны.

Выручил коллегу всё тот же Герасимов. Ему картина понравилась, причём настолько, что он решился показать её министру культуры Екатерине Фурцевой.

Та тоже оценила историю и разрешила прокат.

Мнение зрителей совпало с мнением министра: на фильм «Когда деревья были большими» ходили по нескольку раз. Оказалось, что люди, подобные Кузьме, были знакомы всем. Мало того, благодаря таланту режиссёра и актёров

лента оказалась настолько реалистичной, что многие восприняли её чуть ли не как документальную.

Зрители были уверены, что речь идёт о реальных людях, поэтому на киностудию приходили мешки писем от желающих помочь Кузьме и Наташе. А Юрий Никулин в книге описал и вовсе уникальный случай. После одного из показов в кинотеатре в зале встал человек и крикнул, что Кузьма — это он, что жизнь его складывается похожим образом, что его затягивают пороки, что он опускается на дно, но, сейчас, посмотрев фильм, хочет начать новую жизнь. Это ли не сила искусства?

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок

А в вашей жизни были фильмы, которые вас вдохновляли на изменения и резкие повороты?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

Совсем не смешная роль Юрия Никулина

В новых выпусках:

Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84269872

Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог): https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84174203

История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: https://music.yandex.ru/album/10774296/track/84024579