46 139 subscribers

«Зелёный фургон», который так и не снял Высоцкий

4,2k full reads

Писатель Александр Козачинский в 1938 году написал повесть «Зелёный фургон». Во многом это была история автобиографическая.

Прототипом главного героя, юного и горячего борца с преступностью Володи Патрикеева, стал друг детства Александра Евгений Катаев (а чуть позже Евгений взял псевдоним Петров и вместе с Ильёй Ильфом создал гениального искателя приключений Остапа Бендера).

А вот прототипом конокрада Красавчика стал сам автор. Спустя 20 лет повесть экранизировал режиссёр Генрих Габай. Сейчас эту чёрно-белую версию мало кто знает, и причина тому банальна: в 1972 году Габай оставил СССР и переехал в Израиль, после чего все его ленты отправили в архивы и не показывали. В конце семидесятых повестью вновь заинтересовались киношники.

Кадр из фильма «Зелёный фургон»
Кадр из фильма «Зелёный фургон»

Сценарий написал драматург Игорь Шевцов. Он очень хотел, чтобы в фильме снялся Владимир Высоцкий. Тут стоит отметить, что

Высоцкий с «Зелёным фургоном» уже был знаком: он озвучивал Красавчика в одноимённом радиоспектакле.

Шевцов хотел предложить ему ту же роль и в картине и также подумывал, что Высоцкий может сыграть Начоперота (потом его сыграет Константин Григорьев). В то время в Одессе, где и жил сценарист, как раз снимался многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя».

Фото со съёмок. Александр Павловский и Константин Григорьев
Фото со съёмок. Александр Павловский и Константин Григорьев

Шевцов отправился на Одесскую киностудию, где и познакомился с бардом. Общий язык мужчины нашли легко, а

предложение Швецова настолько заинтересовало Высоцкого, что он решил не просто сняться в фильме, а поставить его.

Сходу он начал придумывать новые эпизоды, выдавать любопытные идеи, искать необычные черты у героев. Потом несколько недель Швецов и Высоцкий переделывали сценарий, и весной 1980 года сценарий утвердили в Москве. Правда, Высоцкого назначать режиссёром чиновники не желали, так что Игорю Швецову пришлось походить по кабинетам, чтобы добиться разрешения. Но к тому моменту, когда оно всё-таки было получено, сам Высоцкий уже перегорел. К тому же его донимали серьёзные проблемы со здоровьем, и никакого желания снимать кино у него не было.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Сценарий отложили на дальнюю полку, а Игорь Швецов начал работать с режиссёром Александром Павловским над картиной «Трест, который лопнул». Через пару лет сценарий снова всплыл и тут же появилась мысль доверить его Павловскому. Но тот решительно отказался:

он был уверен, что про фильм, который он снимет, все станут говорить, что Высоцкий снял бы лучше.

Но Швецов, с которым у Павловского были дружеские отношения, всё-таки его уговорил.

Главную роль начинающего милиционера отдали Дмитрию Харатьяну. Павловский увидел его в «Розыгрыше» (1976), и понял, что именно так и должен выглядеть Володя Патрикеев.

Фото со съёмок. Александр Павловский и Дмитрий Харатьян
Фото со съёмок. Александр Павловский и Дмитрий Харатьян
Фото со съёмок
Фото со съёмок

А вот Красавчиком стал Александр Соловьёв, который хоть и славился трудным характером, но был невероятно одарённым. Также Павловский пригласил своего любимого актёра Александра демьяненко, чтобы тот сыграл образ, отличный от привычного Шурика. Не было секретом, что Демьяненко тяготится своей звёздной ролью и мечтает играть по-настоящему драматических героев, поэтому Павловский и сделал его эдаким взрослым лириком.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Интересно, что

сыграть в «Зелёном фургоне» мог бы Станислав Садальский.

Когда ещё планировалось, что фильм будет снимать Владимир Высоцкий, то Садальского рассматривали на роль Красавчика. Но Павловский уже выбрал Соловьёва, а Станиславу предложил роль взломщика сейфов Федьки-Быка. Но Садальский отказался, так что Федьку сыграл Виктор Ильичёв.

К слову сказать,

в «Зелёном фургоне» Дмитрий Харатьян дебютировал как певец.

Музыку к ленте писал Максим Дунаевский, и он хотел, чтобы песни исполнила какая-нибудь эстрадная звезда, например, Валерий Леонтьев или Александр Градский. Но как-то вечером режиссёр услышал, как Дмитрий что-то напевает, аккомпанируя себе на гитаре, и предложил ему записать песни. Это оказалось очень удачным ходом:

искренность, звучавшая в голосе молодого Харатьяна, пришлась очень к месту и добавила приключенческому фильму лиричности.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

Кстати, стихи к песням создал популярный тогда поэт-песенник Наум Олев, обожавший Владимира Высоцкого и буквально поклонявшийся ему. Поэтому есть версия, что

финальная композиция «Ты где, июль?», где есть слова «он погребён в июле, ему забвенья нет», посвящена несостоявшему режиссёру «Зелёного фургона» Владимиру Высоцкому,

ушедшему и жизни как раз в июле.

Фото со съёмок. Оператор Виктор Крутин
Фото со съёмок. Оператор Виктор Крутин
Фото со съёмок. Оператор Виктор Крутин
Фото со съёмок. Оператор Виктор Крутин

Оператором на картине был Виктор Крутин, давний соратник и друг Александра Павловского. Иногда он брал на съёмки своего сына Сергея, и спустя без малого 40 лет Сергей, ставший оператором и режиссёром, снял сериал «Зелёный фургон», который вышел в начале 2020 года. И если вы посмотрели эту версию, то расскажите, пожалуйста, понравилась ли она вам.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
«Зелёный фургон», который так и не снял Высоцкий