20 979 subscribers

Знойные женщины в советских фильмах

883 full reads
1,1k story viewsUnique page visitors
883 read the story to the endThat's 78% of the total page views
1 minute — average reading time

Про старлетку, как бы соблазнительной она ни была, вряд ли скажут «знойная женщина». Никто не станет описывать такими словами длинноногую субтильную красотку или даже элегантную женщину в возрасте. Думаю, что эпитетом «знойная женщина» с лёгкой руки Ильи Ильфа и Евгения Петрова принято награждать дам в теле, дородных и аппетитных. Ведь мадам Грицацуева, которую и стала «проматерью» всех знойных женщин согласно книге была женщина необъятных размеров с арбузными грудями». В наших любимых советских фильмах тоже появлялись актрисы, которых не назовёшь худышками, но пышнотелость не мешала им становиться кумирами женщин и быть истинной «мечтой поэта» для мужчин.

1. Нонна Мордюкова, 1925-2008. Нонну Мордюкову я помню худенькой только в герасимовской «Молодой гвардии» (1948). Позднее она приобрела ту самую статность и основательность, за которую её любили режиссёры и зрители. Формы добавляли Мордюковой, у которой и так был командирский вид, массивности, и, как мне видится, как раз поэтому её стали приглашать на роли героинь властных, авторитетных, довлеющих. Была бы она стройной, увидели бы мы колоритную Домну в «Женитьбе Бальзаминова» (1964), нетолерантную управдомшу Плющ в «Бриллиантовой руке» (1968), беспардонную Марию Коновалову в «Родне» (1981), непосредственную Дядю Мишу в «Вокзале для двоих» (1982)? Эти героини были бы другими, и не факт, что такими запоминающимися.

Кадр из фильма «Женитьбе Бальзаминова»
Кадр из фильма «Женитьбе Бальзаминова»
Кадр из фильма «Женитьбе Бальзаминова»

2. Татьяна Доронина, родилась в 1933. Татьяна Доронина тоже всегда была крепко сбитой, и даже в первых фильмах она – девушка с формами. На мой взгляд, она из тех женщин, которых лёгкая полнота украшает. Не побоюсь даже сказать, что это типаж Мэрилин Монро: обворожительная блондинка, не иссушенная диетами и спортом, а та женщина, которую хочется обнимать. Доронина тоже бывала на экране деревенской женщиной (хотя бы в тех же «Трёх тополях на Плющихе» (1968), но при этом она была не простушкой, а женщиной, наполненной житейской мудростью, пусть иногда чрезмерно экзальтированной, но при этом всё-таки притягательной.

Кадр из фильма  «Три тополя на Плющихе»
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»

3. Наталья Крачковская, 1938-2016. Собственно, Наталья Крачковская и есть классическое воплощение знойной женщины. Она сама рассказывала, что, когда её пригласил Леонид Гайдай на роль Грицацуевой в «Двенадцать стульев» (1971), для неё это стало ударом, поскольку такой уж громадной, как вдова, она себя не видела. Но Гайдай её убедил, и что же? Роль стала чуть ли не визитной карточкой Крачковской. Она и позже снималась в комедиях Гайдая и тоже в роли дам габаритных. И уж точно можно говорить, что у Натальи была выраженная индивидуальность и с другой актрисой её нельзя перепутать.

Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

4. Лидия Федосеева-Шукшина, родилась в 1938. Лидия тоже отметилась в той же роли, но в экранизации Марка Захарова. Как по мне, Лидия олицетворяет эдакую крепкую середнячку, женщину, на которой всё и держится. Конечно, этот образ во многом сформирован «Калиной красной» (1973), где Федосеева-Шукшина и появляется в роли основательной сельчанки, твёрдо стоящей на ногах и готовой взять на себя ношу. В первых картинах Лидия ещё была стройна, но в более поздний период она всегда была плотной, но ей это действительно идёт и только внешность.

Кадр из фильма «Ключ без права передачи»
Кадр из фильма «Ключ без права передачи»
Кадр из фильма «Ключ без права передачи»

5. Наталья Гундарева, 1948-2005. Наталья Гундарева, как известно из фильма 1976 года, женщина сладкая. Но это не лишает её знойности в том смысле, о котором говорю я. Читала давно в интервью, что в молодости, будучи студенткой Щукинского училища она усердно худела, загоняя себя на стадионе до седьмого пота. Но, видимо, широкую кость не исправить. Правда, сомневаюсь, что будь Гундарева худышкой, она была бы более заметной. Помните буфетчицу из картины «Здравствуй и прощай» (1971)? Для Натальи это была всего лишь вторая работа в кино, и многие были уверены, что режиссёр нашёл её в той самой деревне, в которой происходит действие: так идеален был типаж молодой актрисы. Не буду перечислять другие фильмы с Гундаревой, скажу лишь, что «посмотрит – рублём одарит» - это про неё.

Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх»
Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх»
Кадр из фильма «Зимний вечер в Гаграх»

А как вы считаете, что важнее для актрисы – талант или фигура?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
Знойные женщины в советских фильмах