Как русская жена Пабло Пикассо вернула художника к реализму

 Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год
Пабло Пикассо и Ольга Хохлова на фоне афиши балета Парад, 1917 год
  • Имя: Ольга Степановна Хохлова
  • Место рождения: Нежин
  • Годы жизни: 1891–1955
  • Профессия: балетная танцовщица
  • Муж: Пабло Пикассо
  • Брак: с 1918 до 1935 (разрыв) и 1955 (официально)
  • Картины: «Портрет Ольги в кресле» (1917), «Ольга Хохлова в мантилье» (1917), «Портрет Ольги 1» (1919), «Ольга» (1921), «Ольга с меховым воротником» (1923), «Голова женщины (Ольга Хохлова)» (1935) и т. д.
В 1891 году в городе Нежине родилась Ольга Степановна Хохлова.
В 1891 году в городе Нежине родилась Ольга Степановна Хохлова.
В 1891 году в городе Нежине родилась Ольга Степановна Хохлова.

Дочка полковника царской армии с раннего детства определила своё будущее. Девочка мечтала стать балериной. Ольге Хохловой удалось попасть в «Русский балет» Сергея Дягилева. Там они и познакомились с Пабло Пикассо, который делал эскизы к костюмам и декорациям спектакля «Парад». Хрупкая, изящная балерина влюбилась в красавца-художника без памяти. В свою очередь девушка увлекла Пикассо настолько, что ради нее 37-летний абстракционист на время изменил своему стилю и вернулся к реализму. Ведь она просила его: «Я хочу узнавать на портретах свое лицо…». На всех портретах ранних лет их брака Ольга задумчивая, воздушная, нежная.

 Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже. Фото, 1917
Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже. Фото, 1917
Ольга Хохлова, Пикассо, Мария Шабельская и Жан Кокто в Париже. Фото, 1917

Художник повез Ольгу в Барселону, познакомил со своей матерью.

Жена

   Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже.
Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже.
Хотя друзья отговаривали 37-летнего художника от брака, в июле 1918 года пара обвенчалась в православном соборе Александра Невского в Париже.

Молодожены заняли видное место в парижском обществе. Вместе с Ольгой Пикассо обрел новый социальный статус — светской персоны.Супруги проводили время в салонах и замках знатных господ. Но глядя на портреты Хохловой того времени, трудно поверить, что это приносило ей радость.

Хотя союз был заключен по любви, а слава мужа стремительно росла, жизнь Ольги омрачалась вестями с родины, где шла Гражданская война. Последний раз Хохлова побывала в России в 1915 году. После революции она на три года потеряла контакт с семьей. Потом Ольга узнала, что ее отец и брат присоединились к белой армии, а мать и сестра жили в крайней бедности.Этот период на выставке озаглавлен как "Меланхолия". Действительно, на всех картинах Пикассо тех лет Хохлова погружена в себя: в ее застывшем взгляде читаются задумчивость и тревога. К волнению за близких добавилось еще одно несчастье — из-за травмы ноги балерина оставила сцену.

Мать

 В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына.
В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына.
В 1921 году у супругов родился сын Поль — Пикассо впервые стал отцом. Теперь во многих его работах — восторг и непривычная нежность: художник сделал десятки рисунков жены и сына.

Сцены семейной идиллии показывают возрождение интереса Пикассо к Античности и Ренессансу, возникшем, когда он только познакомился с Ольгой.

На работах, собранных в разделе "Материнство", ее не узнать: она изображена в виде олимпийского божества. Этот период, очевидно, стал одним из самых счастливых в жизни Ольги, почти все время она проводила с сыном. На фотографиях и любительских видеосъемках Хохлова выглядит радостной и беззаботной: играет с ребенком, много улыбается.

Чудовище

 Однако проблемы никуда не делись.
Однако проблемы никуда не делись.
Однако проблемы никуда не делись.

Семья Ольги бедствует, хотя Пикассо регулярно посылал в Россию деньги и даже свои работы. Хохлова тоскует, переживает за мать, перенесшую сердечный приступ. Все попытки организовать встречу проваливаются. На фоне тревог за родных разлаживаются и отношения с мужем.

В 1925 году в работах художника завершается период классической красоты, который еще называли "периодом Ольги". В следующие десять лет ее образ претерпевает пугающие превращения. На картине "Большая обнаженная в кресле" 1929 года перед нами уже не античная красавица или задумчивая муза, а чудовище — отталкивающая бесформенная фигура. В ней больше страдания, чем любви.

Жертва

 В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями.
В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями.
В последние годы совместной жизни с Хохловой Пикассо фактически разрывается между двумя семьями.

У художника появилась новая муза — 17-летняя натурщица Мария-Тереза Вальтер. Она родила Пикассо дочь Майю и вдохновила на новый период в творчестве.

Пабло пишет один из самых известных своих циклов — "Распятия". Ольгу изображает в тяжеловесных, словно окаменелых образах. Их брак с Пикассо на холсте напоминает поединок, где нет победителей — только жертвы.

 «Портрет Ольги в кресле» (Portrait d’Olga dans un fauteuil) (1917)
«Портрет Ольги в кресле» (Portrait d’Olga dans un fauteuil) (1917)
«Портрет Ольги в кресле» (Portrait d’Olga dans un fauteuil) (1917)

Гордая женщина не стала мириться с изменой супруга. Ольга забрала сына и уехала в Канны. Там же подала на развод.

Пикассо отказал в разводе, так как не хотел делить имущество пополам. Поэтому до конца жизни Ольга Хохлова оставалась его законной женой.

ПИКАССО БЫЛ В ШОКЕ. У НЕГО НА РОДИНЕ, В ИСПАНИИ, ЖЕНЩИНЫ С ПОНИМАНИЕМ ОТНОСИЛИСЬ К УВЛЕЧЕНИЯМ МУЖЕЙ, РОМАН ЖЕНАТОГО МУЖЧИНЫ НА СТОРОНЕ СЧИТАЕТСЯ НОРМОЙ. У НАСТОЯЩЕГО МАЭСТРО ДОЛЖНО БЫТЬ НЕСКОЛЬКО МУЗ.

Окончательно пара разошлась в 1935 году. Разрыв был драматичным, Пикассо даже оставил живопись — почти на год.

Ольга умерла от рака в 1955 году. До последних дней она писала мужу письма.

Источник Источник