Ремарк и Экзюпери в вихре головокружительных романов Натальи Палей.

Наталья Палей
Наталья Палей
Наталья Палей
  • Дата рождения: 05.12.1905
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: 27.12.1981 Возраст (76)
  • Место смерти: Нью-Йорк, США
Дочь Великого князя Павла Александровича Романова, внучка императора Александра II и кузина Николая II — Княжна Наталья Павловна Палей — первая манекенщица и киноактриса царских кровей. На Западе Наталья Павловна была больше известна как Натали Пэйли. Судьба ее была удивительной, а жизнь, длиною в 76 лет — полна взлетов и падений.

Наталью Палей трудно назвать русской. Она родилась во Франции, большую часть жизни провела в Европе, умерла в США. В ее жилах смешалась кровь отца – потомка нескольких немецких родов и матери, у которой были русские, литовские и венгерские корни. Наталья прожила в России всего несколько лет – но эти годы определили ее судьбу, сформировали душу.

Наталья Палей, необычайно женственная хрупкая блондинка с высокими скулами и большими глазами, с успехом работала в модных домах ИРФЕ и «Итеб», принадлежавшем баронессе Елизавете Гойнинген-Гюне, бывшей фрейлине императрицы Александры Федоровны. Коко Шанель, впечатленная красотой и умом Натальи Палей, представила ее известному кутюрье Люсьену Лелонгу, который не только взял ее на работу, но и немедленно влюбился.

В июле 1927 года он развелся со своей прежней женой Анн Мари Обуа, и меньше чем через месяц обвенчался с Натали. В ней он нашел не только изысканную красоту и знатную фамилию, но и ум, умение вдохновлять и направлять. Натали стала лицом дома «Люсьен Лелонг» и его главным украшением. Ей он посвящал свои лучшие платья и свои самые изысканные духи – «Mon Image», «Elle… Elle…», «Indiscret»… Портреты прекрасной княжны в изысканных туалетах ежемесячно публикуются в «Vogue», ее снимают самые лучшие модные фотографы.

Позже Натали решит стать актрисой. В 1933 году известный режиссер Марсель л’Эрбье пригласил её сниматься в свой фильм «Ястреб», где партнером был Шарль Буайе. На следующий год она снялась у Жана де Маргена в картине «Принц Жан». Фильмы имели успех. Нельзя сказать, что у Натали был талант актрисы – скорее, дело было в ее красоте, врожденной фотогеничности и умении носить роскошные туалеты. Начинающую актрису пригласили в Голливуд, где она сначала сыграла небольшую роль в комедии «Частная жизнь Дон-Жуана», где главную роль исполнял сам Дуглас Фербенкс, а затем снялась с Морисом Шевалье в фильме «Человек из Фоли-Бержер» и других.

Вернувшись во Францию, Натали продолжила работу с Марселем л’Эрбье – в его картине «Новые мужчины» она снималась вместе с молодым Жаном Маре. Решив полностью посвятить себя работе в кино, Натали в 1937 году развелась с Лелонгом и уехала в США. Люсьен Лелонг был сильно задет; хотя они давно уже не жили вместе, он продолжал любить свою жену и ценить ее красоту, связи и деловые качества. Развод он отметил выпуском коллекции невероятно роскошных туалетов, которые демонстрировали манекенщицы – почти сплошь брюнетки, в отместку бывшей.

Практически сразу же по приезде в США, в августе 1937 года, Натали Лелонг вышла замуж вторично – за известного театрального продюсера Джона Чепмена Уилсона. Но и с этим мужчиной брак был недолгим.

 В Нью-Йорке женшина вновь с головой окунулась в вихрь головокружительных романов – и первым из них была связь с известнейшим французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.
В Нью-Йорке женшина вновь с головой окунулась в вихрь головокружительных романов – и первым из них была связь с известнейшим французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.
В Нью-Йорке женшина вновь с головой окунулась в вихрь головокружительных романов – и первым из них была связь с известнейшим французским писателем Антуаном де Сент-Экзюпери.

Сент-Экзюпери оказался в США в конце 1940 года. Он был болен, переживал за оккупированную Францию и оставшихся в Европе друзей, а его жена Консуэло, которую он страстно любил, уже много лет вела себя так, словно и не была замужем, провоцируя мужа своим поведением на ответные измены. Сент-Экзюпери чувствовал себя в Америке крайне некомфортно: он плохо говорил по-английски, а с соотечественниками-французами, также оказавшимся в американской эмиграции, не общался из-за несовпадения в политических взглядах. Его мучило одиночество, безденежье и отчаяние. В начале 1942 года в США приехала Консуэло, но это только добавило страданий: Сент-Экзюпери был иногда вынужден часами разыскивать ее по ночным барам.

Измученный писатель познакомился с Натали в 1942 году – и почти сразу же влюбился. Она дарила ему покой, которого так не хватало, успокаивала его, разговаривала с ним, служила ему переводчиком, агентом и нянькой.

ОН ПИСАЛ ЕЙ: «МНЕ НУЖНО, ЧТОБЫ МЕНЯ ПОЖАЛЕЛИ И УТЕШИЛИ… Я ПРОСТО НЕ В СОСТОЯНИИ ПРОТИВОСТОЯТЬ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ЖИЗНИ. У МЕНЯ ТЯЖЕЛО НА СЕРДЦЕ, И ТОЛЬКО ТЫ МОЖЕШЬ РАССЕЯТЬ МОЮ МЕЛАНХОЛИЮ».
 Сент-Экзюпери и Палей
Сент-Экзюпери и Палей
Сент-Экзюпери и Палей

Это не был бурный роман, но он очень много значил для Сент-Экзюпери, который в одном из писем признался Натали в любви, добавив при этом, что произносил это слово всего в третий раз в жизни и не думает, что когда-нибудь скажет его снова…

Впоследствии он напишет о Натали, что она «излучает свет молока и меда, а когда снимает платье – то это чудо, сравнимое разве что с рассветом».

Их роман постепенно сошел на нет – место рядом с Сент-Экзюпери заняла влюбленная американка Сильвия Рейнхардт, к тому же он много разъезжал по стране, а в 1943 году вернулся во Францию, — но их переписка продолжалась почти до самой его гибели.

А Натали сменила одного писателя на другого – французского на немецкого, Сент-Экзюпери на Эриха-Марию Ремарка. Они познакомились в самом начале 1940 года,- Ремарк в то время еще находился во власти Марлен Дитрих. Натали, столь же красивая и загадочная, как Марлен Дитрих, привлекла внимание Ремарка с первой же встречи. В своем дневнике он записал:

«Наташа П., прелестное лицо, серые глаза, стройна, как подросток. Плавное начало, какие-то слова, легкий флирт, нежная кожа лица и губы, неожиданно требовательные… Красивое, чистое, сосредоточенное лицо, длинное тело – египетская кошка. Впервые ощущение, что можно влюбиться и после Пумы…» Пумой – хищной и прекрасной – он называл Марлен.
 Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих
Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих

Их роман продолжался одиннадцать лет. протекал бурно и страстно. Ремарк не умел любить спокойно. Они часто ссорились и столь же часто мирились. Натали ревновала его к Марлен, о которой Ремарк продолжал грезить – как раз в это время он писал посвященную Дитрих «Триумфальную арку», роман, описывающий историю их отношений. А Ремарк устраивал Натали сцены из-за каждого мужчины, осмеливавшегося взглянуть на его «египетскую кошку».

Когда США вступили в войну, Ремарк – как немецкий беженец – попал под некоторые ограничения и застрял в Калифорнии, откуда писал Натали нежные и страстные письма, называя ее «лучом света среди кукол и обезьян».

Когда война закончилась, писатель вернулся в Европу – и вместе с ним вернулась Натали. Они поселились в швейцарском доме Ремарка на озере Маджоре, но – Натали быстро надоела оседлая деревенская жизнь. Она вновь вернулась к светской жизни: большинство ее старых поклонников были еще живы и прекрасно помнили красавицу Натали. Она мотается между Швейцарией, Италией, Парижем и Лазурным берегом, по-прежнему очаровывая мужчин и вдохновляя редакторов модных журналов.

Их встречи с Ремарком все реже, а письма – все спокойнее. Окончательно их роман закончился в 1951 году, когда Ремарк познакомился с актрисой Полетт Годар, в которую без памяти влюбился и на которой вскоре женился. Но образ Натали не исчез из его памяти – через много лет она послужила писателю прототипом героини его романа «Тени в раю».

Источник