"Свет очей" и "смысл жизни": русская сирота и французский мастер Анри Матисс.

 Лидия Делекторская
Лидия Делекторская
Лидия Делекторская
  • Место рождения: Томск
  • Годы жизни: 1910–1998 (87 лет)
  • Образование: медицинское
  • Партнер: Анри Матисс
  • Картины: «Портрет в синем манто» (1935), «Дама в голубом (1937), «Одалиска. Голубая гармония» (1937), «Девушка в голубой блузке» (1939), «Интерьер с этрусской вазой (1940) и др.

Во время Гражданской войны эпидемия забрала ее родителей, и в 13 лет Лидия Делекторская осталась круглой сиротой. Родственница увезла ее к себе в Харбин. Позже попала во Францию.

В мастерской Анри Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. Ему уже шел седьмой десяток, одному было накладно справляться со всеми делами в мастерской, требовалась помощь. К тому времени за плечами Анри Матисса был уже сорокалетний плодотворный и яркий путь в искусстве. Полгода Лидия Николаевна проработала в мастерской бок о бок с мастером, создавая большое панно «Танец». Но после того как картина была закончена, в ее услугах больше не нуждались. И Делекторская снова оказалась в поисках работы.

 Анри Матисс пишет портрет Лидии
Анри Матисс пишет портрет Лидии
Анри Матисс пишет портрет Лидии

Мадам Матисс в это время болела, и старая сиделка, которая ухаживала за ней, стала раздражать супругов. Тут пара вспомнила о молчаливой русской, милой спокойной блондинке, которая плохо знала французский язык. Чета Матиссов пригласила ее. Так Лидия Делекторская поселилась в этой семье.

Она прилежно ухаживала за мадам Матисс, и та поначалу благоволила к ней. Что же касается самого Матисса, то сперва он Лидию не замечал. Она была для художника обычной сиделкой, которая делает свое дело. Со временем мастер рассмотрел яркие голубые глаза, пышные русые волосы и статную фигуру девушки. Матисс стал приглашать ее позировать в качестве модели. Он рисовал ее портрет за портретом. Его восхищали линии ее тела, изящество. Лидия была скромна, трудолюбива, очень деликатна. Сиделка по три-четыре часа позировала Матиссу. За это художник платил ей «вполне достаточное, но и не очень высокое» жалованье, периодически на Новый год и в июне, к дню рождения, дарил сделанные с нее же рисунки.

 Лидия Делекторская
Лидия Делекторская
Лидия Делекторская

Постепенно Лидия Делекторская стала незаменимым человеком в этой семье. Была и сиделкой, и помощницей, и служанкой, и моделью. Вскоре стала вести все дела. Это стало раздражать мадам Матисс. Отношения в семье разладились, и супруги разъехались. Мадам Матисс осталась в Париже, а Матисс уехал жить на юг Франции. Лидию он забрал с собой. Она была необходима художнику. Без нее тот не мог работать. Лидия была с ним рядом, когда ему в начале войны делали сложную операцию; она была ему верным помощником, когда он строил и оформлял свой последний шедевр – изумительную часовню в Вансе. Лидия вникала в архитектурные и строительные тонкости, была посредником с рабочими. Между ней и художником сложились доверительные дружеские отношения, душевная связь стала нерасторжимой. Но Лидия по-прежнему оставалась скромной и щепетильной.

Два раза в год он дарил ей свои рисунки. Один ко дню рождения, другой – на Рождество. Это были подарки, сделанные от всего сердца, и она их, естественно, принимала. Она знала – художник сам говорил ей – по завещанию все оставалось семье – законной супруге и детям. Строгость, честность, справедливость были сущностью Лидии Николаевны. Больше всего она боялась доставить кому-либо какие-нибудь, даже минимальные, неудобства.

 Анри Матисс пишет портрет Лидии
Анри Матисс пишет портрет Лидии
Анри Матисс пишет портрет Лидии

Лидия Делекторская покинула Россию в раннем возрасте, но всё же тосковала по родине. Сильно переживала в военные годы, когда страна изнемогала в суровой войне против фашизма.

В 1945 году, когда война кончилась, Делекторская попросила продать ей шесть картин, она хотела подарить их России. Матисс за эти же деньги добавил еще одну, седьмую, картину. Все семь картин Лидия Николаевна отправила в Советский Союз – в «Эрмитаж» и в Музей изобразительных искусств имени Пушкина, с просьбой не упоминать её имени.

Лидия пережила человека, которому посвятила жизнь, на 44 года. Женщина была крупнейшим специалистом по творчеству французского гения. К ней всегда обращались музеи и галереи, когда надо было установить подлинность произведения. И ее суждение всегда было абсолютно верным. Никто не знал творчества Матисса лучше.

«…Вас интересует, была ли я «женой» Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова — нет, но в душевном отношении — даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет «светом его очей», а он для меня — единственным смыслом жизни».
Источник