8609 subscribers

Не стоит недооценивать проблему

225 full reads
576 story viewsUnique page visitors
225 read the story to the endThat's 39% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Часто родители приводят на консультацию ребёнка и жалуются на то, что ребёнок не выговаривает звуки. После обследования зачастую выявляется другая картина. Речь ребёнка непонятна для окружающих по причине того, что он пропускает или, наоборот, вставляет лишние звуки (мактрёшка), переставляет слоги в словах (речепаха) или застревает на одном слоге и повторяет его 2-3 раза подряд (самомолёт). Тут можно говорить о нарушении слоговой структуры слова.

Данное нарушение заключается в искажении слогового состава слова при его произнесении и проявляется в следующем:

1) Малыш путает (переставляет) слоги в словах (не «молоко», а «лямоко»).

2) Пропускает слоги в словах (не «лиса», а «ся»; не «машина», а «сина»).

3) Заменяет слоги на другие (не «машина», а «патина»; не «собака», а «бакака»).

4) Сокращает звуки в стечениях согласных (не «капуста», а «капута»; не «палка», а «пака»).

Это достаточно сложное для коррекции нарушение речи, встречающееся у детей дошкольного возраста. Поэтому, чем раньше была обнаружена проблема и начата работа, тем лучше будет результат.

Начинать работать над слоговой структурой с плохоговорящим ребёнком нужно параллельно с расширением лексического запаса и формированием фразы.

Не стоит недооценивать проблему

Работа над совершенствованием слоговой структуры слова включает 2 этапа.

1 этап – подготовительный.

На данном этапе работа направлена на развитие чувства ритма и восприятие ритмической структуры слова.

Для этого нам понадобятся различные звучащие игрушки: музыкальные инструменты, пищалки и т.д.

Можно использовать следующие игры:

1. Учим воспроизводить заданный ритм. Стучим по барабану громко-тихо. Просим ребёнка повторить за нами. Сначала двусложные ритмы: ПА-па. Постепенно усложняем задание, добавляя трёх- и четырехсложные ритмы: ПА-па-па, па-па-ПА, па-па-ПА-па и т.д.

Вместо барабана можно топать, стучать мячом о пол или ладонями по коленям.

2. Учим воспроизводить заданное количество звучаний. Бросаем игровой кубик. Просим ребёнка воспроизвести столько звучаний, сколько выпало на кубике. Другой вариант: взрослый воспроизводит несколько звучаний, ребёнок повторяет за ним.

3. Учим различать длинные и короткие звучания. Для этого заранее подготовим две полоски бумаги: длинную и короткую. Воспроизводим длительное звучание. Ребёнку нужно показать на длинную полоску. Так же делаем с коротким звучанием. Далее можно предложить ребёнку слова, которые отличаются по длительности. Важно, чтобы эти слова заметно отличались. Например, показываем картинку и называем её: «Кот». Ребёнок должен положить картинку на короткую полоску. Показываем следующую картинку и называем её: «Телевизор». Ребёнок должен положить её на длинную полоску.

2 этап – основной (коррекционный).

Основной вид работы на данном этапе – проговаривание слоговых рядов различной степени сложности. Очень важно выбирать для этого речевой материал, содержащий только сохранные звуки.

Начинать следует с гласных звуков. Гласные звуки чрезвычайно важны, ведь они в сочетании с согласными образуют слоги, из которых складываются слова.

Используем следующие игровые приёмы:

1. Бросаем игровой кубик. Произносим гласный звук столько раз, сколько точек на нём выпало.

2. Произносим несколько гласных звуков. Один звук говорим громко, остальные тише. Просим ребёнка определить, на какой звук падает ударение.

Далее так же играем со слогами.

3. Предлагаем ребёнку надевать кольца на пирамидку и одновременно произносить предложенные слоги.

Не стоит недооценивать проблему

4. Произносим несколько слогов и просим ребёнка сосчитать их количество.

5. Произносим несколько разных слогов. Просим ребёнка повторить их в такой же последовательности.

6. Предлагаем собрать разрезную картинку, на которой количество частей соответствует количеству слогов.

7. Сгибаем и разгибаем пальцы рук с синхронным проговариванием слогов.

8. Отстукиваем карандашом количество слогов в услышанном слове.

9. Просим исправить ошибки в неправильно произнесённом слове («ле-ка-со – колесо).

Нельзя недооценивать такую проблему, как нарушение слоговой структуры у детей дошкольного возраста. Если её не исправить вовремя, она может стать одной из причин нарушений чтения и письма в школе.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!