8608 subscribers

"От топота копыт..." Как правильно работать со скороговорками

405 full reads
651 story viewUnique page visitors
405 read the story to the endThat's 62% of the total page views
1 minute — average reading time

Все родители хотят, чтобы речь их ребёнка была чёткой, внятной, красивой. И, конечно, все прекрасно понимают, что для этого нужно заниматься. Одним из средств, благотворно влияющих на качество речи, являются скороговорки.

Скороговорка – это предложение или стих, состоящие из слов, включающих труднопроизносимые звукосочетания.

Изображение взято с сайта pixabay.com
Изображение взято с сайта pixabay.com

Скороговорки совершенствуют работу речевых органов, делают их более активными и подвижными. Благодаря проговариванию скороговорок речь становится правильной, точной и выразительной. Кроме этого, проговаривание скороговорок также помогает решать следующие задачи:

• Закрепление правильного произношения поставленных звуков

(обратите внимание на то, что звуки должны быть уже поставлены, с помощью скороговорок мы их автоматизируем).

• Отработка длительности речевого выдоха.

• Расширение словарного запаса.

• Развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

• Развитие умения концентрироваться и улавливать смысл сказанного.

Это будет хорошей подготовкой к школьным занятиям, на которых нужно будет воспринимать много информации на слух.

Скороговорки придуманы для того, чтобы проговаривать их вслух. Работать с ребёнком над разучиванием скороговорок лучше в следующей последовательности:

1. Вначале взрослый проговаривает скороговорку, а затем вместе с ребёнком начинает разучивать её.

2. Сначала произносим скороговорку медленно и чётко, разбивая каждое слово на слоги.

3. Просим ребёнка повторить за вами, акцентируя внимание на произношении гласных и согласных звуков.

Если ваш ребёнок какие-то звуки не выговаривает или выговаривает искажённо, то скороговорки, включающие такие звуки, брать не следует.

4. Как только ребёнок смог повторить скороговорку за вами, пробуем проговорить её вместе, хором. Произносим слова сначала медленно и чётко, а затем увеличиваем темп.

5. После того, как ребёнок запомнил слова скороговорки и может без труда произнести её правильно, пробуем проговорить скороговорку беззвучно. При этом работать будут только органы артикуляции: язык, губы, зубы.

6. Далее произносим скороговорку шёпотом, но чётко и разборчиво.

7. Следующий этап – проговаривание текста вслух. Произносить нужно слитно, целиком всё предложение, в медленном темпе.

8. После этого можно предложить ребёнку проговорить скороговорку с разной интонацией: вопросительно, радостно, печально, удивлённо, или разными голосами.

Возможно, это пригодится вашему ребёнку в будущем для формирования актёрских способностей.

9. А теперь можно устраивать конкурс: кто быстрее и безошибочно произнесёт скороговорку целиком (конечно, победить должен ребёнок).

Изображение взято с сайта pixabay.com
Изображение взято с сайта pixabay.com

Скороговорки – это весёлое развлечение. Проговаривание скороговорок можно сочетать со следующими играми:

- отбивать мяч от пола в такт проговариванию;

- отхлопывать ритм скороговорки;

- загибать поочерёдно пальцы на каждое слово или слог;

- проговаривать скороговорку от имени сказочных героев. Например, расскажи, как лиса, как мышка, как медведь и др.

- прошагать по слогам;

- закончить скороговорку, начатую взрослым.

Разучив несколько скороговорок, вы сможете заниматься не только дома, но и на даче, в машине, во время прогулки, по дороге из детского сада.

Интересная статья?

Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!