Особенности советского образования

Система образования в СССР, как и всё в «Советах» было плановым и централизованным. Это означало, что в зависимости от технологического прогресса и запланированного количества производственных мощностей, необходимо было сформировать потребность в рабочих кадрах. Чем выше согласованность между органами планирования и производством, тем ниже безработица. Это аксиома. В СССР, как известно, безработицы не было.

При развитии технологий, чтобы не стоять на одном месте в преподавании дисциплин, внедрялись программы подготовки преподавателей. Уже в 1955 году в МГУ взяли курс на программирование. Новые знания давались педагогам, а они далее транслировали их на студентов, зачастую организовывая тандемы, где пытливые умы давали новый виток развития прогресса в той или иной области.

Единственной проблемой образования в СССР был дефицит зданий и оборудованных мест для обучающихся. Этот вопрос активно решался, возводились новые школы, попутно появлялись новые отраслевые учебные заведения. Всего обучающихся в СССР было более 35 млн. человек в год и всю систему образования по праву можно было назвать гигантской.

«Математика - царица всех наук». Особое отношение в СССР было к математическим дисциплинам. Ее изучение поощрялось на всех уровнях. Действительно, чтобы запустить новое химическое производство, необходимо спроектировать оборудование, а без математики тут не обойтись. Это сейчас пестрят заявлениями различные топ-менеджеры о ненужности математики и физики, но в эпоху творцов и победителей точным наукам уделялось пристальное внимание.

В 1959 году в докладе НАТО о советском образовании было написано следующее:

«Сорок лет назад безнадежно не хватало обученных кадров, чтобы вывести советский народ из трудной ситуации, а сегодня СССР оспаривает право США на мировое господство. Это достижение, которое не знает равных в современной истории»