10 пластинок из фонотеки Курта Кобейна.

10.08.2017

10 пластинок из фонотеки лидера Nirvana.

Если всякий человек есть то, что он ест, то всякий музыкант есть то, что он слушает. Одни из них становятся эпигонами, другие вырастают из прежних пристрастий и начинают играть что-то совсем иное, а корни третьих можно найти в самых неожиданных стилях. Soyuz.Ru предлагает вспомнить некоторые из музыкальных привязанностей последнего рок-героя минувшего века, которому в этому году исполнилось бы всего 50 лет.

______________________________________________________________________________________________________

The Stooges – “Raw Power”

К моменту записи этой пластинки в активе гаражной команды из Детройта значились уже два номерных диска, которые, несмотря на культовый статус группы и сумасшедшую харизму вокалиста, никто особенно не хотел покупать. Переломить ситуацию вызвался не кто-нибудь, а Дэвид Боуи, уговоривший Игги и компанию попробовать еще раз, записавшись в Лондоне. Впрочем, коммерческого успеха вновь не случилось: Боуи смикшировал альбом по-своему, и результат, по мнению Игги, вышел «прекрасным, но слишком уж хрупким». По прошествии лет с этим утверждением можно поспорить: спокойное начало “Gimme Danger” или блюзовый настрой “I Need Somebody” свидетельствуют скорее о готовности к экспериментам, по большей же части на записи царит грубый, резкий и грязный рок, заставляющий подпрыгивать до самого потолка и полный энергии, о которой многие что тогда, что сейчас могли только мечтать. И столь необузданная ярость не могла не найти отклика в душе подростка из Абердина, штат Вашингтон, который впоследствии называл “Raw Power” самым любимым альбомом.

______________________________________________________________________________________________________

The Beatles – “Meet The Beatles”

Тройка из Сиэтла числила отчаяние и четверку из Ливерпуля среди неизменных источников вдохновения, и именно битлам оказалась обязанной одной из своих лучших песен. Говорят, чтобы поймать нужный настрой для сочинения “About A Girl”, Курт слушал альбом “Meet The Beatles” на протяжении нескольких часов: такой метод срабатывает далеко не всегда, но песню «о девушке», особенно в версии MTV Unplugged, признают даже те, кто терпеть не может Nirvana. С другой стороны, правоверные битломаны крайне неоднозначно относятся к первому американскому диску, представляющему собой мешанину из хит-синглов и произвольно выбранных номеров с двух первых британских альбомов - но, как говорят те же правоверные, все в мире преходяще, а музыка The Beatles вечна.

______________________________________________________________________________________________________

Pixies – “Surfer Rosa”

Без Pixies любой список музыкальных влияний Nirvana катастрофически неполон: некоторые называют Nevermind переоцененным трибьютом Pixies, а сам Кобейн никогда и не скрывал, что его главный хит начинался как подражение этой группе. Звучание их дебютного альбома ошарашивает даже тех, кто слушает его не впервые: много ли вы знаете резких гитарных песен, под которые хочется танцевать? «Пикси» устанавливают для рока собственные законы: трек длиной в полторы минуты может начаться со странного разговора, а финальная песня - оборваться там, где ей удобно: настоящий клад для ценителей нетрадиционного мышления в музыке. Что же до песен, то Курту очень нравилась “Gigantic”, спетая бас-гитаристкой Ким Дил, однако “Where Is My Mind”, которую перепевали буквально все, от Джеймса Бланта до джем-рокеров Umphrey’s McGee, известна ничуть не меньше.

______________________________________________________________________________________________________

The Clash – “Combat Rock”

Знакомство с одной из самых ярких команд панк-движения началась для Курта с разочарования: единственным альбомом панков в библиотеке Абердина оказалась амбициозная и неоднозначная “Sandinista”. «Когда я послушал тот альбом, я решил: “Если это панк-рок, то я не хочу иметь ничего общего с этим”», - вспоминал позднее Курт. А вот следующий опус Clash, судя по всему, таки покорил его сердце: во всяком случае, он значится в составленном им рукописном списке 50 лучших альбомов, широко разошедшемся по интернету. Именно он содержит знаменитые “Rock The Casbah” и “Should I Stay Or Should I Go”, новые эксперименты с фанком и регги (одна из песен попросту называется “Overpowered by Funk”), а финальная “Death Is A Star” и вовсе представляет собой «медляк» на основе того же регги. Отступничество от законов жанра? Да, но если послушно им следовать, вряд ли останешься в истории музыки.

______________________________________________________________________________________________________

Arlo Guthrie – “Alice’s Restaurant”

Говорят, что в детстве Курт любил рисовать персонажей комиксов и петь песню Арло “Motorcycle Song”. Быть сыном легенды фолка непросто, еще сложнее тягаться с отцом на том же поприще - но Гатри-младшему удалось создать собственный вариант фолк-рока, ничуть не менее привлекательный, нежели песни папаши Вуди. Центром его первого диска стала эпическая 18-минутная «Резня в ресторане Элис»: ядовитый «разговор» в стиле кантри о том, к чему может привести сброс мусора в неположенном месте, наверняка привлек внимание повзрослевшего Курта не меньше, чем упомянутая “Motorcycle Song”. А такие мелодичные песни, как “I’m Going Home” или “Highway In The Wind”, отлично подходят для разрядки после подобного марафонского забега.

______________________________________________________________________________________________________

The Cars – “The Cars”

«Мне очень нравилось играть две песни: "Communication Breakdown" Led Zeppelin и "My Best Friend's Girl" The Cars, - вспоминал Курт о ранних своих музыкальных привязанностях. - И я уже тогда ощущал, что могу сочинить вещи не хуже». Если с громоподобным началом первого диска «Цеппелинов» все более или менее ясно, то песня The Cars - очередное свидетельство тяготения Курта не только к ярости. Отличительной чертой этого хита стали многоголосия, неуловимо напоминающие Queen - неудивительно, ведь в ту пору с «машинками» работал Рой Томас Бейкер, внесший немалый вклад и в звучание легенд 70-х. Новыми Queen они так и не стали, но их упругий мелодичный рок с оттенком «новой волны» способен приятно удивить даже искушенного слушателя.

______________________________________________________________________________________________________

Dinosaur Jr – “Dinosaur”

Эта альтернативная команда начала 80-х всерьез оспаривает у Pixies звание одного из главных источников вдохновения Кобейна сотоварищи, и не просто так. Послушайте “Bulbs of Passion” или вал звука в “Leper” и найдите десять отличий: до “Bleach” остается четыре года, до “Nevermind” - шесть лет. К тому же, по словам друзей, Курт «боготворил «Dinosaur Jr», мечтал узнать все об их лидере Джее Мэскисе» и дважды приглашал кумира в Nirvana - сперва как второго гитариста, а затем барабанщика.

Грязный, хаотичный и одновременно яркий дебют «Динозавров» обратил на себя внимание критиков, хотя и оказался в тени второго альбома “You're Living All Over Me”, который был признан классикой альтернативы. Зато, оседлав волну “Nevermind”, в 1993 году группа умудрилась попасть в чарты Billboard, и, получив свою долю успеха, до сих пор выпускает альбомы, не менее интересные для стороннего слушателя, нежели их более ранние записи.


______________________________________________________________________________________________________

Creedence Clearwater Revival – “Green River”

Как и другие начинающие группы, будущие участники Nirvana играли множество кавер-версий, включая “Heartbreaker” уже названных Led Zeppelin и “Bad Moon Rising” из репертуара Creedence Clearwater Revival. Гениальная простота и задор Джона Фогерти настолько привлекли Кобейна и Новоселича, что ради исполнения песен Creedence они организовали трибьют-группу “The Sellouts”, но вскоре поняли, что этим не заработаешь. В любом случае, выбрать лучший из шести первых альбомов основателей свамп-рока трудно, если не невозможно, а “Bad Moon Rising” до сих пор производит впечатление что на записи, что вживую, в чем воочию могли убедиться посетившие столичный концерт Фогерти в 2011 году.


______________________________________________________________________________________________________

Journey – “Evolution”

Если вы ищете среди пластинок в фонотеке Кобейна запись, максимально далекую от того, к чему он в итоге пришел, то эта, кажется, вполне достойный кандидат. «Кто-то может вообще не увидеть никакой деградации в переходе от увлечения The Beatles” до восхваления ужасного альбома “Evolution”, выпущенного в начале 80-х группой Journey”, - ерничает бескомпромиссный биограф Nirvana Эверетт Тру. Как бы там ни было, “Evolution” разошёлся тиражом более трёх миллионов копий и принёс группе первый хит-сингл “Lovin', Touchin', Squeezin'”. Для Курта же, вероятно, куда важнее было присутствие за пультом все того же Роя Томаса Бейкера, за пару лет превратившего группу в символ стадионного рока. К тому же, как говорят, именно эту и кое-какие другие пластинки Курту пришлось продать, чтобы попасть на концерт Black Flag, ставший этапным в его музыкальном развитии. А с точки зрения тех, кто ничего не имеет против «рока для взрослых», этот диск отлично подходит и для снятия напряжения после всех этих The Clash и Pixies.


______________________________________________________________________________________________________

Leadbelly – “Last Session, Volume 1”

Знаменитым Хадди Ледбеттером, также известным как Лидбелли, Курт заинтересовался после того, как прочел статью Уильяма Берроуза, а найденный у друга альбом последних записей блюзмена оказался удивительно близок его душе. Песни на этом диске, начиная с легендарной “Midnight Special”, выглядят островком спокойствия посреди моря ярости - быть может, именно спокойствия так часто не хватало душе Кобейна. А “Where Did You Sleep Last Night”, также известная в исполнении Ледбелли, стала последней на легендарном MTV Unplugged, его эмоциональным центром, а по сути и завещанием: запись концерта вышла в свет уже после 5 апреля 1994 года.