15 ярких клипов к юбилею Аллы Пугачевой

От «Auch Ohne Dich Werde Ich Leben» и «Арлекино» до «Двух звезд» и «Миллиона алых роз».

Кадр из клипа «Арлекино»
Кадр из клипа «Арлекино»

«Кто такой Леонид Брежнев? Мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой». К личности самой известной артистки советской эстрады можно относиться по-разному, но история популярной музыки XX века в нашей стране без нее попросту непредставима, как и многие песни, ставшие «народными» в ее исполнении. К 70-летию певицы вспоминаем некоторые из этих песен.

«Auch Ohne Dich Werde Ich Leben»

Начало карьеры Аллы Пугачевой традиционно связывают со знаменитым ансамблем Павла Слободкина «Веселые ребята», в котором она одно время была вокалисткой. В те годы этот ВИА еще не опустился до песенок типа «Розовые розы»: через него прошли звезды рока 70-х Александр Лерман и Леонид Бергер, а также будущий вокалист золотого состава группы «Аракс» Анатолий Алешин. В 1976 году состав с Пугачевой попал на телевидение ГДР, и запись получилась вдвойне эксклюзивной, ведь Алла Борисовна поет здесь на немецком!

«Арлекино»

Песня «Арлекино» принесла артистке Гран-при песенного конкурса «Золотой Орфей»: в Болгарии ее не отпускали со сцены, пока она не исполнила свой номер на бис. «Курица не птица, Болгария не заграница», – шутили тогда, но именно международный успех побудил чиновников пустить яркую певицу в свободное плавание. А на «призовую» песню сняли то, что можно условно назвать видеоклипом: в 70-е это искусство в СССР никто еще не освоил, и клип обычно представлял собой съемки типа «артист поет на фоне пейзажа». В случае с Аллой Пугачевой роль пейзажа выполняло метро, и хотя полноценные клипы у нее были еще впереди, перед молодостью и обаянием исполнительницы устоять невозможно.

«Мне нравится, что вы больны не мной»

Песни, спетые Аллой Пугачевой, стали и эмоциональным центром одного из лучших фильмов Эльдара Рязанова: их отмечали даже те, кто на дух не переносил совэстраду, и, кажется, сама Алла Борисовна больше не пела так нигде и никогда. И именно с этим фильмом к ней пришло еще одно признание ее таланта – с совершенно неожиданной стороны.

«Странная вещь: когда я вспоминаю тихий голос Марины Ивановны, читающей стихи, я слышу Аллу Пугачеву, поющую "Мне нравится, что вы больны не мной" на музыку Таривердиева. Если кто-нибудь захочет представить себе давно отзвучавший голос поэтессы, пусть поставит пластинку Аллы Пугачевой: вместе с композитором она создала полную иллюзию сходства, – та же скрытая гордость, достоинство, та же немного вкрадчивая мягкость, кажущаяся покорность, вдруг взрывающаяся протестом – все это есть в этом голосе», - писала сдружившаяся с Цветаевой в эмиграции Вера Андреева, дочь знаменитого писателя Леонида Андреева.

«Волшебник-недоучка»

Как и многие ранние песни Аллы Пугачевой, эта песня была написана для кино – а именно фильма «Мудрый Ширак». Помните такой фильм? И мы тоже, зато хорошо помним детскую передачу «Будильник», в которой не гнушались сниматься такие гранды, как Александр Абдулов, Юрий Богатырев и Сергей Мартинсон. Полудетская песенка великолепно вписалась в атмосферу программы, а сама Алла Борисовна доказала, что если певец способен спеть детскую песню и не бояться выглядеть смешно («Ой!» в припеве – результат неудачного студийного дубля), ему подвластно практически все. Кстати, детская манера пения здесь – идея самой Пугачевой.

«Не отрекаются любя»

Еще одна песня «золотого периода» была написана композитором Марком Минковым на стихи поэтессы Вероники Тушновой, но, как ни странно, попала к примадонне не сразу. Первой исполнительницей ее стала украинская певица Людмила Артеменко, однако премьера в исполнении Аллы Пугачевой произвела эффект разорвавшейся бомбы.

«Как не обвалился потолок зала, я не знаю. Потом она вышла второй раз, потому что… нельзя было ее отпустить. С последнего ряда можно было увидеть ее совершенно безумные переживающие и играющие глаза. Это был потрясающий драматический спектакль», - вспоминал Минков. Сама Пугачева говорила, что всякий раз старается петь эту песню по-разному – что и продемонстрировала на знаменитом концерте «Избранное» спустя добрых 20 лет.

«Песенка про эстраду»

Вехой в истории Аллы Пугачевой стал ее первый фильм «Женщина, которая поет», получившийся отчасти биографическим, но не очень-то напоминавший традиционные ленты о пути к успеху, богатству и счастью. Однако, быть может, именно это и привлекло внимание 55 миллионов зрителей, сделавших картину лидером проката. К тому же здесь звучат не только явные, но и тайные хиты вроде песни Александра Зацепина и Леонида Дербенева, в которую Пугачева явно вложила не меньше души, нежели в заглавный номер или в ставшую программной «Песенку про меня».

«Песня первоклассника (То ли еще будет)»

Еще одна полудетская песенка впервые прозвучала не в исполнении Аллы Пугачевой, а в исполнении Оли Рождественской (именно она поет знаменитую песенку Красной Шапочки в фильме Леонида Нечаева). Впрочем, тогда сатирический посыл песни, обличающей школьную программу для первоклассников, услышан не был, но все изменилось, когда за работу взялась Пугачева, сделавшая песню более современной. А вскоре Министерство просвещения и Академия педагогических наук СССР приняли решение облегчить программу для первоклассников: к мнению прессы, активно цитировавшей песню, тогда еще прислушивались.

«Миллион алых роз»

И еще одна песня, впервые прозвучавшая в чужом исполнении, а также с другим текстом. Латышская песня «Подарила Марыня» была посвящена нелегкой женской доле: именно в этом виде ее пела, скажем, Лариса Мондрус, однако Раймонд Паулс и Андрей Вознесенский превратили ее в столь же грустную историю любви грузинского художника Нико Пиросмани к французской актрисе Маргарите де Севр. Самой Пугачевой песня поначалу не понравилась – в основном из-за стихов, над которыми чуть позже издевался Михаил Задорнов, и не сказать, чтобы просто так. Впрочем, народу поэтические тонкости и неточные рифмы оказались безразличны, и представить себе любую подборку песен Аллы Пугачевой без этой композиции просто невозможно.

«Две звезды»

В 80-е годы примадонну заинтересовали представители советского рока, мало-помалу выбиравшиеся из полуподпольного статуса. Святослав Задерий и Константин Кинчев из «Алисы» побывали у нее в гостях, гитарист «Аквариума» Александр Ляпин получил (и отверг) приглашение в ее аккомпанирующий состав, какое-то время под крылом Аллы Борисовны была Жанна Агузарова… Однако самым заметным «приобретением» в рокерско-эстрадной тусовке для Пугачевой оказался лидер группы «Динамик» Владимир Кузьмин, дуэт с которым стал заметным явлением в 80-е. О том, что это дало Кузьмину, да и остальным опекаемым, можно спорить, но именно эта работа вдохнула в Аллу Пугачеву силы, начав в ее карьере новый «молодежный» этап.

«Делу время»

Знаменитый вопрос о том, почему в творчестве такого-то исполнителя столько ремейков, можно было задавать не только будущему мужу певицы, но и ей самой. Мало кто знает, что у знаменитой песни о шумных соседях есть оригинал – композиция под названием «Женевьева», исполненная неким Жоржем Сиксной. Впрочем, здесь, похоже, сработал эффект «Smoke on the water»: побеждает тот, кто звучит убедительней, оригинален он или нет. А исполнение Аллы Пугачевой было убедительным настолько, что на песню сняли один из первых советских клипов – кстати, говорят, что на деле страдальцами была семья режиссера Марка Захарова, а шумные компании собирались, натурально, в квартире самой певицы.

«Белая дверь»

Не менее удачным для Пугачевой оказалось и сотрудничество с другим участником золотого состава группы «Динамик» – клавишником и композитором Юрием Чернавским. Уйдя в свободное плавание, Чернавский оказался на переднем фланге «умной эстрады» с проектом «Банановые острова» и был приглашен в качестве композитора в фильм «Сезон чудес». Говорят, что источником вдохновения для стихов Леонида Дербенева стала квартира самой Пугачевой, где тогда доминировал белый цвет. Юрий Чернавский так загорелся стихами, что сделал демо-запись готовой песни буквально за пару часов, подарив Алле Пугачевой – и нам – удивительно красивую вещь, «киношный» вариант которой попал и в знаменитую «Утреннюю почту».

«Три счастливых дня»

Прослушайте сперва песню, вынесенную в заголовок, а затем композицию из репертуара Жанны Агузаровой «В городе моем», и если они покажутся вам похожими, то уши вас не обманывают. Мелодию этой песни Пугачева сочинила еще в 1982 году, и песня много лет существовала без текста, пока Илья Резник не превратил ее в песню для Агузаровой. Сама примадонна не то чтобы ревновала, но, вероятно, чувствовала, что в ее музыке заключено нечто большее – и уже на излете советской эпохи исполнила ее на концерте «Рождественские встречи», попросив Резника переписать текст. Песня изменилась почти до неузнаваемости, взамен молодой энергии Агузаровой обретя величие, так что теперь существует в двух равноправных версиях: случай для совэстрады едва ли не уникальный.

«Любовь, похожая на сон»

В постсоветские 90-е Алла Пугачева мало-помалу начала превращаться в памятник самой себе: публику все больше и больше интересовали скорее перипетии ее романа с Филиппом Киркоровым, нежели новые песни. Однако в 1994 году на свет появилась песня, до того похожая на хиты Пугачевой ее лучших времен, что поклонники наверняка удивились, не найдя ее на архивных пластинках.

«Осенние листья»

Пожалуй, проект «Старые песни о главном» можно назвать самым удачным музыкальным телепроектом 90-х: соединив песни разных десятилетий в немудрящий сюжет, его авторы предвосхитили и моду на ретро, и фильм Валерия Тодоровского «Стиляги». Второй по счету программе цикла, как и последующим, не хватило свежести и непосредственности первого фильма, однако ее съемки сподвигли Аллу Пугачеву на одно из самых вдохновенных исполнений по крайней мере за несколько лет.

«У той горы»

В нулевые годы Алла Пугачева продолжает оставаться символом российской эстрады (плохо это или не очень), однако способна приятно удивить даже заядлых скептиков. На съемке десятилетней давности она выходит на сцену с бывшими участниками «Веселых ребят», чтобы спеть с ними песню 70-х годов: можно задаться вопросом, так ли хорошо поет здесь Александр Буйнов, скривиться при виде слишком уж хорошо знакомых лиц, и все же невозможно отделаться от ощущения некоего правильным образом замкнувшегося круга.