15 любопытных фактов о фильме «Амели»

Небольшое путешествие по волшебному Парижу Амели Пулен.

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

20 сентября 2001 года в российский прокат вышла лента, которая почти сразу после премьеры заслужила славу одной из самых волшебных, романтичных, атмосферных и, пожалуй, самых «французских» картин начала XXI века - «Амели». Приглашаем читателей прогуляться по Парижу Амели Пулен и узнать несколько интересных фактов о фильме и местах, где он был снят.

______________________________________________________________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Главная героиня фильма «Амели» живет в доме №56 по улице Rue des Trois Frères в районе Парижа Монмартр. Сейчас здание носит гордое название «Дом Амели», а поклонники фильма начинают исследовать Монмартр именно отсюда, ведь здесь по сюжету героиня обнаружила детский тайник с «сокровищами» предыдущего жильца, и с этой находки начались ее невероятные приключения.

«Жизнь - странная штука. Для ребенка время всегда еле ползет, и вот тебе уже 50, и все, что осталось от детства, помещается в маленькой железной коробке». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Помните магазинчик «Мезон Коллиньон» (Maison Collignon), где Амели покупала продукты у вредного месье Коллиньона и доброго, но нерасторопного Люсьена? Он действительно существует и находится прямо рядом с домом Амели. В 2000-х этот магазин-лавка назывался Chez Ali («У Али»), по имени его владельца Али Мдуги, выходца из Марокко, а сейчас сменил название на Au Marché de la but. Внешне он выглядит все так же, как в фильме - разве что мешки с фасолью исчезли, так как поклонники ленты слишком уж «распускали руки».

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»
«Как было бы здорово, если бы в каждом подвальном окне сидел суфлер и подсказывал хлесткий ответ. Тогда бы и самый робкий человек знал, что сказать. -Вот вы-то абсолютно точно не фрукт. Потому что даже у яблока есть сердцевина!» (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Амели любила ходить в кинотеатр, но там она не столько была увлечена фильмами, сколько наблюдала за сидящими в зале людьми или искала в ленте детали, которые никто не замечал. Кинотеатр, который мы видим в фильме - это Studio 28 cinema на Rue Tholozé, а картины, которые смотрела Амели - это «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (эпизод, где она оборачивается на зрителей) и «Маленькая прибыль отца» Винсента Миннелли.

«Я люблю оборачиваться в темноте и смотреть на лица других зрителей. А еще мне нравится замечать детали, которые не видят другие. Я не люблю, когда в американских фильмах водители не смотрят на дорогу». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Кафе «Две мельницы» (Café des deux moulins), где работала Амели Пулен, тоже существует на самом деле – оно находится в Монмартре, на пересечении улиц Мулен Руж и Мулен де ла Галет (отсюда и «Две мельницы» - deux moulins). Владельцы сохраняют интерьер кафе таким же, как в фильме, а в самом зале можно увидеть афишу фильма «Амели».

«Меняю пищу духовную на материальную. Я спонсор». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

В фильме мы видим Амели на двух станциях метро - на Abbessess («Абесес») и на Lamarck-Caulaincourt («Ламарк-Коленкур»). Однако в самом фильме станции поменялись местами - так, сцена, где Амели ведет к метро слепого мужчину с шарманкой и где она подает ему мелочь, снималась на «Ламарк-Коленкур», а не на «Абесес». Это сделано было из-за того, что перекрыть для съемок станцию «Абесес», которой каждый день пользуются сотни туристов, просто невозможно. Кстати, географически именно «Абесес» ближе к дому Амели, а «Ламарк-Коленкур», по мнению режиссера Жан-Пьера Жёне, выглядит очень уютно. К слову, все локации перед съемками отмывала от граффити, пыли и грязи специальная бригада.

«Амели вдруг охватило чувство удивительной гармонии с самой собой. В этот миг все было совершенно: и мягкий свет, и легкий аромат в воздухе, и негромкий гул города. Она глубоко дышит, жизнь кажется ей такой простой и ясной, что Амели охватывает порыв любви и стремления помочь всему человечеству». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

На канале Сен-Мартен Амели пускала «блинчики» - мы их называем «лягушки». Сейчас Сен-Мартен является туристической достопримечательностью, причем не только из-за «Амели» - он ведет свою историю с XIX века, и успел засветиться не только в кино, но и в живописи и музыке. А еще там очень красиво.

«Зато у нее есть свои мелкие радости: запустить ладонь в мешок с фасолью, сломать сахарную корочку чайной ложкой и пускать блинчики по воде канала Сен-Мартен...» (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Часть фильма «Амели» была снята около базилики Сакре-Кёр - одной из главных достопримечательностей Монмартра. Здесь Амели позвонила своему возлюбленному Нино Кенконпуа, чтобы сообщить, что лысый человек на фотографиях на самом деле призрак (причем это единственный раз, когда Амели и Нино разговаривают в фильме). Мимо этой же базилики в конце ленты проезжают на мопеде главные герои. Кстати, со смотровой площадки Сакре-Кёр открывается невероятный вид на Париж.

«—Я знаю тайну незнакомца из фотоавтоматов - он призрак, он невидимка, месье Кенконпуа. Он появляется лишь на чувствительной поверхности фотопленки. Когда молодые девушки фотографируются, он склоняется к их ушку и делает "У-у-у-у-у". И нежно гладит их по затылку. Так вот и получается фотография... —Но вы кто? —Страница 51». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Изначально Амели должна была сыграть британская актриса Эмили Уотсон – именно под нее писалась первая версия сценария и было выбрано имя героини. Когда стало понятно, что Уотсон не сможет принять участие в фильме, режиссер Жан-Пьер Жёне увидел на улице афишу с актрисой Одри Тоту и сразу понял, что именно она должна сыграть необычную девушку из Монмартра.

«Если Амели решила мечтать и жить в своем замкнутом мире, это ее право. Ибо ломать себе жизнь - это неотъемлемое право человека». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Фамилия главной героини появилась случайно: как-то Жан-Пьер Жёне купил в том самом магазинчике Chez Ali плитку шоколада Poulain, и так Амели стала Пулен. Кстати, после выхода фильма популярность имени Амели резко возросла: им называли как новорожденных девочек, так и особые французские булочки с ягодами.

«— Да перестаньте же их душить! Женщинам нужен воздух! — Вдохнут, а потом у них только один ветер в голове». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Воображаемого крокодила, с которым в детстве «общалась» Амели, нарисовал художник Михаэль Сова. Он же написал картины, которые висят в спальне Амели, и придумал абажур-свинку около кровати главной героини.

«— Несушки в сущности пустые существа. — Несушки в сущности... — Хорошо... — Сущие пущества!..» (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

История с путешествующим гномом из «Амели» пришла в фильм из жизни. В 1980-х некий австралиец, отправившийся в кругосветное путешествие, стал отправлять по почте своему соседу фотографии гнома, которого он взял у него из сада. В начале 90-х «гномий» розыгрыш пришел в Европу. После фильма «Амели», вышедшего в 2001 году, идея с путешествующими гномами обрела новую популярность: она была использована в видеоклипах и сериалах, а также в рекламе.

«— Вы верите в чудеса? — Сегодня нет». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Коллекция неудачных снимков из фотокабинок, которую собирает Нино, действительно существует - аналогичный альбом собирал друг режиссера, сценарист Мишель Фолько. Однако для съемок «Амели» коллекцию пришлось воссоздать с участием статистов, так как по законам Франции нельзя показывать в фильме случайных людей без их согласия. Чтобы сделать снимки, актеров сажали перед фотоаппаратом и просили изобразить ту или иную эмоцию, а иногда просто говорили «Ой, а у вас ботинок в мелу» или «Что это у вас на лбу», и в этот момент спускали затвор.

«Тайна всегда привлекательна». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

Имя писателя-неудачника Ипполито, завсегдатая кафе «Две мельницы», является отсылкой ко второстепенному персонажу Ипполиту Терентьеву, неудачливому философу из романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

«Если бы не ты, мои чувства были бы лишь бледным отражением чужой любви». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

Кадр из фильма «Амели»
Кадр из фильма «Амели»

В фильме можно заметить автомобиль Фольксваген «Жук», модель 2001 года, в то время как действие ленты происходит в 1997 году. Когда журналисты попытались упрекнуть этим режиссера, Жёне ответил: «Эти автомобили - миниатюрные и круглые, а "Амели" - это как раз та история, которая призвана сгладить углы. И пусть, что их еще не существовало тогда!»

«— Все-таки жизнь - прекрасная вещь! — Любовь - это единственное, чем она еще не болела». (Из фильма «Амели»)

________________________________________________

В 2007 году в честь Амели был назван новый вид стеклянных лягушек, обнаруженных в Эквадоре. Эти лягушки, длина тела которых всего около 2 сантиметров, получили название Cochranella amelie. Как пояснили ученые-первооткрыватели, вид был назван ими в честь героини «выдающегося фильма», где «мелкие детали играют важную роль в достижении радостей жизни - так же, как стеклянные лягушки и все другие земноводные и пресмыкающиеся играют важную роль в здоровье нашей планеты».

«Люблю слово "неудачник". Жизнь идет от неудачи к неудаче. И от неудачи к неудаче мы привыкаем жить начерно, вполсилы. И жизнь - лишь репетиция спектакля, который никогда не состоится». (Из фильма «Амели»)