221 subscriber

Успехи частной американской космонавтики

197 full reads
325 story viewsUnique page visitors
197 read the story to the endThat's 61% of the total page views
1,5 minute — average reading time
Высадка на Луне — наиболее значимый успех американской космонавтики за всю историю космической эры
Высадка на Луне — наиболее значимый успех американской космонавтики за всю историю космической эры
Высадка на Луне — наиболее значимый успех американской космонавтики за всю историю космической эры
Первый пилотируемый полёт космического корабля New Shepard компании Blue Origin Джеффа Безоса состоялся 20 июля 2021 года в 52-ю годовщину высадки Нила Армстронга и Базза Олдрина на Луну.

  • Материал основан на авторском анализе и оценке событий

Успехи частной американской космонавтики действительно впечатляют. В прошлом году SpaceX вернула США в пилотируемый космос, а в этом году компании Virgin Galactic и Blue Origin сделали космос доступным для туристов.

Три столпа частной американской космонавтики компании SpaceX Илона Маска, Virgin Galactic (входит в Virgin Group) Ричарда Брэнсона и Blue Origin Джеффа Безоса продолжают удерживать американскую космонавтику на лидирующих позициях на рынке коммерческих космических услуг: доставка грузов и спутников на орбиту, доставка астронавтов на МКС, космический туризм.

Основа упомянутого списка космических услуг, связанная с реальным космосом, конечно за Маском и SpaceX, а компании Брэнсона и Безоса делят суборбитальный космос и космических туристов.

Маск уже достаточно освоил околоземное пространство. Его космические грузовики регулярно доставляют на МКС грузы, а его ракеты запустили неимоверное количество спутников, включая спутники связи Starlink.

В прошлом году в конце мая миссией SpaceX Demo-2 США возобновили пилотируемые полёты в космос после девятилетнего перерыва. После этого прорыва Crew Dragon ещё дважды побывал в космосе с астронавтами на борту: в ноябре прошло года и в апреле этого. Все три миссии осуществляли стыковку с МКС, доставляя на неё астронавтов.

Осенью этого года Crew Dragon должен полететь с туристами, но без стыковки с МКС, а после октября планируется миссия SpaceX Crew-3, которая с учётом испытательной SpaceX Demo-2 уже в четвёртый раз доставит астронавтов на МКС.

Важное усовершенствование Crew Dragon внедрили в SpaceX в этом году: теперь туалет будет находиться в верхней части капсулы, прямо над головами астронавтов, но при этом из него будет открываться изумительный вид на окружающий космос с обзором на 360 градусов:

Фото: © twitter.com/SpaceX
Фото: © twitter.com/SpaceX
Фото: © twitter.com/SpaceX

В общем, Маску уже давно пора вырываться из объятий Земли в глубокий космос. Тем более что после серии неудач с прототипом космического корабля Starship его версия Starship SN15 наконец-то взлетела на высоту 10 км. И хотя, после посадки у SN15, так же как и у SN10 в его основании вспыхнуло пламя вырывающихся из двигательного отсека паров метана, тем не менее, в этот раз его удалось оперативно погасить штатной системой пожаротушения. Несмотря на финальный казус, полёт засчитали успешным.

Британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, включающей в себя около 400 компаний различного профиля, в том числе и американскую компанию Virgin Galactic Ричард Брэнсон к своему успеху шёл долго: после подписания в феврале 2007 года меморандума с НАСА о взаимопонимании с целью изучения возможностей для сотрудничества, уже к 2009 году принял на туристические полёты более чем 450 заявок и более 150 человек внесли деньги на депозит (стоимость билета 250 000 долл.).

Но быстро лишь сказка сказывается, а дело делается долго, дорого, оху....! Впрочем, известный слоган Студии Артёмия Лебедева здесь ни при чём: из-за крушения VSS Enterprise в октябре 2014 года первый полёт Брэнсона задержался ещё на семь лет, а всего со дня подписания меморандума с НАСА прошло 14 лет.

13 декабря 2018 года VSS Unity (суборбитальный ракетный пилотируемый космоплан серии SpaceShipTwo от американской компании Virgin Galactic) осуществила первый суборбитальный космический полет проекта VSS Unity VP-03 с двумя пилотами на высоту 82,7 км

22 февраля 2019 года в космоплан VSS Unity вновь достиг космоса (по нормам ВВС США). Космоплан достиг скорости 3,04 Маха и в апогее достиг высоты 89,92 км, а экипаж на этот раз составлял 3 человека, включая пассажира, главного инструктора Virgin Galactic Бет Мозес.

22 мая 2021 года VSS Unity совершил ещё один полёт с двумя пилотами, достигнув апогея на высоте 89 км (55,45 миль) над Землей.

Ну, а на днях 11 июля 2021 года состоялся успешный полёт миссии Virgin Galactic Unity 22 и среди пассажиров VSS Unity был глава компании «Virgin Galactic» Ричард Брэнсон.

Миссия Virgin Galactic Unity 22 компании «Virgin Galactic»:

Казалось бы, Брэнсон опередил Безоса в споре за первенство, однако первым частным кораблем, добравшимся с туристами до космоса, стал аппарат Безоса New Shepard, который установил ещё два рекорда за счёт разновозрастной команды. Помимо Безоса и его брата на корабле New Shepard космос покорили: 82-летняя пилот Уолли Фанк, которая была одной из лучших участниц программы подготовки женщин-астронавтов в 1960-х "Меркурий-13", но так и не полетела в космос, а также 18-летний студент из Нидерландов Оливер Демен.

Полёт New Shepard компании «Blue Origin»:

Если у Брэнсона космический аппарат — это больше самолёт или космоплан, то у Безоса ближе к классике: многоразовый шестиместный космический корабль New Shepard рассчитан на осуществление вертикальных взлётов и посадок.

По количеству времени в невесомости примерно одинаково, плюс-минус: в первом случае около 4 минут, во втором примерно три. Но весь полёт Брэнсона шёл около 1 часа, а у Безоса "скорострел": всё состоялось за 10 минут 10 секунд.

Также и по количеству поднятых в космос: у Брэнсона на борту было 6 человек, а у Безоса четверо.

Так почему же все рекорды достались Blue Origin и Джеффу Безосу?

Помимо того, что "предусмотрительный" Безос захватил на борт самого молодого и самого возрастного астронавта (в последнем случае это ещё и женщина), то по международным стандартам Джефф Безос побывал непосредственно в космосе, а Брэнсон, оказывается, нет!

Да, Брэнсон и весь экипаж получают «крылышки» — значки астронавта США, т.к. по меркам НАСА граница космоса определяется как 80 км над Землёй, а весь остальной мир определяет границу космоса по так называемой "линии Кармана", которая в соответствии с определением Международной авиационной федерации (ФАИ) находится на высоте 100 километров над уровнем моря.

Ни больше ни меньше!

И если корабль Unity-22 Брэнсона поднялся только лишь на высоту 90 км, то корабль New Shepard улетел аж на высоту 107 км!

"Вот, где собака порылась!"

Кончено, для реальных космических задач межпланетных полётов, да что там Марс, хотя бы до Луны, или до МКС, все эти цифры и высоты просто смешны, но для туристов: несколько минут в невесомости плюс красивые виды Земли, вполне достаточно. Хотя с высоты той же МКС, говорят, и виды совсем иные.

Так что: "Поспешишь — людей насмешишь!" Хоть Брэнсон и полетел раньше, только куда он в конечном итоге улетел известно одному богу.

А Джефф Безос на своём New Shepard по всем правилам, выкладкам, и стандартам абсолютно чётко установил три рекорда, включая и первое покорение суборбитального космоса частным космическим кораблём. Это даже отразилось на курсе акций компании Брэнсона, которые просели после приземления New Shepard.

И ещё. Попутно замечу, что родившийся мем "вышел Безос из Кармана", на слух звучит коряво, т.к. в определении "линия Кармана" ударение идёт на первую букву "а", а не на вторую, как в слове "карман".

Теперь любители космоса вправе спросить, а что же наши? А где же "Роскосмос" и Дмитрий Рогозин?

Здесь всё просто: пока американцы повторяют наши достижения прошлого тысячелетия, отправляя в космос человека и покоряют суборбитальное пространство до высоты в 100 км над уровнем моря, "Роскосмос" готовится повторить американские достижения, всё того же прошлого тысячелетия, а именно: высадится на Луне! А также построить там станцию, в том числе для полётов к другим планетам и за пределы Солнечной системы.

Каждому своё! Рождённый ползать — летать не может! Кому-то надо и туристов возить и грузы со спутниками на орбиту доставлять, а кому-то космос покорять.

C'est la vie!