Як-201. Российский СВВП 5-го поколения

20 April
60k full reads
2 min.
77k story viewsUnique page visitors
60k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time

Самолеты СВВП являются детищем необходимости, рожденной холодной войной. В те годы баланс сил строился таким образом, что США как традиционно морская держава имела мощный авианосный флот, тогда как СССР главное преимущество видело в наращивании сухопутной группировки, нацеленной на Европу.

Ресурсов для строительства полноценных авианосцев при таком подходе просто не было, а вместо них СССР развивал специфический класс кораблейт - авианесущие крейсера.

Такие корабли имели меньшее водоизмещение чем традиционные авианосцы и, следовательно, сокращенную площадь ВПП. Так и было принято решение об оснащении таких кораблей самолетами, способными совершать вертикальный взлет и вертикальную посадку.

Як-201. Российский СВВП 5-го поколения

Казалось бы, почти идеальный подход, однако добиться от первых советских СВВП приемлемых характеристик не удавалось. По сути, первые Як-38 оставались бумажными драконами.

При вертикальном взлете самолет имел дальность 190 км, не был оборудован РЛС и мог поражать воздушные цели лишь в пределах непосредственной видимости.

Над исправлением ситуации работали по двум фронтам. Со стороны ВМФ были созданы новые проекты кораблей, способные нести полноценные палубные истребители (Су-33 и МиГ-29К). Со стороны авиаконструкторов, был создан не имеющий аналогов в мировой авиации того времени Як-141.

Як 38 и Як-141
Як 38 и Як-141

Поставить на крыло Як-141 так никто и не дал. Во-первых, в середине 90-х быстро были списаны и проданы на металл Китаю почти все авианесущие крейсера, а во-вторых, денег на новый самолет просто не было.

Предвидя тот факт, что деньги рано или поздно появятся, но к тому моменту Як-141 уже устареет, в середине 90-х в ОКБ Яковлева начали работать над новой версией СВВП Як-201.

Фактические характеристики самолета и сегодня смотрятся очень достойно. В режиме СВВП самолет имел боевой радиус в 700 км, мог летать на крейсерской скорости 1200 км/ч без использования форсажа. При этом, самолет мог использовать весь спектр современного вооружения, имел бортовую РЛС и использовал технологии снижения радиолокационной заметности.

Возможно, что на этом кадре прототип Як-201. Имеется схожесть кабины с самолетом Як-130, однако двухкилевая схема указывает на принципиально другую машину
Возможно, что на этом кадре прототип Як-201. Имеется схожесть кабины с самолетом Як-130, однако двухкилевая схема указывает на принципиально другую машину

Чем все закончилось дальше?

В ОКБ Яковлева попытались заинтересовать разработкой военных, но те от самолет отмахнулись. Российская армия пребывала в худшем состоянии за свою историю. Ей было не до этого.

По ряду источников, самолет был реализован в полноразмерном макете а дальше произошло то, что сейчас кажется немыслимым и диким- все наработки по Як-141 и Як-201 в полном составе были проданы Lockheed Martin и послужили основой для самолета F-35.

Макет Як-201
Макет Як-201

Может ли сегодняшняя Россия возродить Як-201 или построить на его основе новый самолет СВВП? Технически это возможно, но реалии жизни таковы, что единственными носителями таких самолетов могут в ближайшие 10 лет стать Универсальные десантные корабли проекта 23900, два из которых были заложены на заводах в Керчи в 2020 году.

Экспортный потенциал у такого самолета невелик, а возрождать целый проект ради двух-четырех десантных кораблей вряд ли станут.

Мы в YouTube

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно 😉