Как Falcon-9 раздавил Роскосмос

18 December 2019

В своем роде космонавтика в чем то похожа на бокс. Как в боксе принято разделять боксеров по весовым категориям, так и космические ракеты принято делить по массе выводимого груза на орбиту. Герой нашей сегодняшней статьи принадлежит к категории тяжелых носителей, т.е. к самой настоящей элите.

Речь пойдет о совершенно уникальной ракете Falcon 9, разработанной частной корпорацией SpaceX и по сути вдохнувшую новую жизнь в мировую космонавтику.

В чем уникальность этого носителя и почему он перевернул расстановку сил на мировой космической доске?

История ракеты косвенно связана с Россией. На конец 2000-х, наша страна была практически монополистом на рынке космических запусков. Лишь несколько стран отправляли в космос носители тяжелого класса, но никто из них не мог даже близко приблизиться по соотношению цена-качество к советским ракетам.

Именно этот расклад решил изменить Илон Маск, поставив перед собой цель значительно снизить цену за космические запуски и сделать космические полеты массовыми.

Перед разработчиками Falcon 9 стояла непростая задача, им предстояло создать максимально простой, легкий, технологичный и при этом пригодный в дальнейшем для многоразового использования носитель, а самое главное, сделать его дешевым. И они с этой задачей справились.

В 2010 году в небо поднялась первый в истории частный носитель тяжелого класса.

Первоначальный вариант Falcon 9 v 1.0 также известный как Block 1 использовал двигатели Merlin 1C, являющиеся модернизацией движков той же серии стоявших ранее на легко Falcon 1. Двигатели первой ступени были расположены попарно 3х3 в ряд и давали суммарную тягу в 3800 кН, что позволяло выводить на НОО до 9 т. полезной нагрузки.

Носитель имел две ступени, каждая из которых содержала максимальное количество унифицированных друг с другом деталей. Вторая ступень в буквальном смысле является инженерным шедевром. Ее соотношение массы конструкции к массе топлива просто феноменальна.

Не смотря на то, что сам проект Falcon 9 изначально предусматривал, что в будущем ракета обзаведется многоразовыми ступенями, первые носители стали всего лишь пробой пера были рассчитаны только на одно применение.

Falcon 9 v.1.0
Falcon 9 v.1.0

После успешного триумфа в 2013 году последовал запуск модификации Falcon 9 v1.1, новая ракета получила переработанные двигатели Merlin 1D, высота ракеты выросла до 68,4 м, двигатели ступени располагались по окружности, а масса полезной нагрузки, выводимой на НОО составила более 13 тонн. Именно на этой версии носителя компания приступила к тестированию системы возвращения обеих ступеней ракеты-носителя, ас стоимость одного запуска составила 61 млн. долларов.

Казалось бы в этих условиях руководство Роскосмоса должно было начать задумываться, на рынок стремительно выбирался новый конкурент у которого все получалось, но 2013 год был годом сытых ожиданий, над Илоном Маском просто посмеялись и продолжили запускать советские ракеты.

В 2015 году SpaceX запускает версию Falcon 9 Full Thrust с новыми значительными изменениями, а уже в 2016 впервые совершает возврат первой ступени на морскую платформу.

После этого очевидного успеха, компания не стала почивать на лаврах и начала масштабные работы на тем, чтобы использованный носитель мог в скорейшее время вернуться в строй в перспективе снизив этот срок всего до 24 часов.

Повторное использование первой ступени позволяет снизить расходы компании по сравнению с ее производством почти вдвое.

В 2017 году публике была представлена окончательная версия ракеты которая называется Falcon 9 Block 5. Именно этой версии носителя будет суждено вывести первый пилотируемый корабль на орбиту Земли. В 2018 году ракета прошла полный цикл сертификационных испытаний NASA.

На конец 2019 года стоимость запуска Falcone 9 составила всего 62 миллиона долларов и это очень расстраивает руководство Роскосмоса, которое жалуется и называет цены "не рыночными".

Сам Росксосмос в 2014 году устанавливал стоимость запуска отечественного Протона в 115 млн. , однако после столкнулся с резким падением спроса и чтобы конкурировать с Falcon 9 вынужден был снизить цену до до 70 млн долларов, что приближало цену запуска к себестоимости производства.

Однако, даже это не помогло отечественному грузовику остаться на плаву, в 2019 году было объявлено о том, что Протон в скором времени будет снят с производства, а все силы будут брошены на аналогичный носитель нового поколения -"Ангару". Увы, стоимость Ангары более 100 миллионов долларов никогда не позволит ей выйти на рынок коммерческих запусков.

Таким образом, первая частная ракета тяжелого класса всего за 9 лет положила Роскосмос на лопатки, буквально вырвав у того коммерческий рынок запусков.

Что почитать:

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно