46,2K подписчиков

На чем летали Шаттлы?

2,9K прочитали
Наука
Больше по теме

Бывают вещи, которые опережают свое время. Иногда на год, а иногда на десятилетия.

Мало кто знает, но первые сенсорные планшеты пришли на рынок уже в конце 90-х, и выпускались с переменным успехом почти 10 лет, пока в 2010 Apple не ввела Ipad в повсеместное использование.

Вероятно, так получилось и с первыми челноками. Что Буран, что Space Shuttle излишне опередили свое время. Время космических самолетов еще придет, но чуть позже.

Однако, огромные челноки поставили перед нами немало технических задач, которые мы с достоинством решили. В частности, научившись перевозить космические корабли на фюзеляже самолетов. Совсем как деды перевозят к даче вещи, привязанные к багажнику на крыше стареньких жигулей.

Для перевозки уникальных челноков были созданы не менее уникальные самолеты

Транспортировка космических кораблей- это всегда увлекательный процесс. Чаще всего, их перевозят по железной дороге или морским транспортом, но челноки такого обращения бы не потерпели.

Каждый корабль Space Shuttle весил не менее 100 тонн. Естественно, что для перевозки такой махины походил лишь очень большой самолет. Самый большой самолет ВВС США С-5 Galaxy, однако для проекта был использован знакомый любому авиапутешественнику Boeing-747.

Почему? Скорее всего потому, что Boeing 747 можно было просто заказать с завода, а C-5 был эксклюзивным транспортом военных.

Для перевозки уникальных челноков были созданы не менее уникальные самолеты-2

В России был только один гигант. Зато какой. Ан-124 Руслан был практически ровесником самого Бурана (первый полет 1982, эксплуатация 1987) и по своим ТТХ был почти полной копией C-5. Однако русским и этого показалось мало из гигантского самолета сделали настоящий монстр, добавив 2 дополнительных двигателя, доведя их общее количество до 6. В США, к слову, Boeing-747 стал носителем для Шаттла с гораздо меньшим количеством переделок.

На самом деле, секрет довольно прост. Ан-225 планировалось использовать не только для транспортировки Буранов, но и для воздушных стартов в рамках программы МАКС.

Для перевозки уникальных челноков были созданы не менее уникальные самолеты-3

Как вы понимаете, транспортировка шаттла имеет некоторые сложности.

Во-первых, он тяжелый. Чтобы протащить на горбу самолета лишние 100 тонн, конструкцию носителя пришлось усилить.

Во-вторых, нельзя просто так прикрепить Шаттл к усиленному корпусу и полететь. Шаттл машина сама по себе немаленькая и наличие спутной струи от закрепленного челнока затеняет килевое оперение. Именно поэтому Ан-225 получил двухкилевое оперение, а к фюзеляжу Boeing 747 оперение по бокам попросту добавили.

Для перевозки уникальных челноков были созданы не менее уникальные самолеты-4

Как ни странно, но судьба у двух самолетов-носителей сложилась по-разному. Boeing-747 стал музейным экспонатом и эксплуатируется вместе с с макетом шаттла Индепенденс перед космическим центром в Хьюстоне.

А вот Ан-225 пережил и Буран и Шаттл. Построенный в единственном экземпляре, он продолжает возить по воздуху те грузы, которые больше не может взять ни один другой самолет.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉