Ракета ARES. Сверхтяжелый провал США

31k full reads
44k story viewsUnique page visitors
31k read the story to the endThat's 70% of the total page views
2,5 minutes — average reading time

Скажем честно, уходящее десятилетие дало мировой космической отрасли хорошего пинка в нужном направлении. Во всяком случае, я доволен положением дел. Возобновлена лунная программа, частники строят великолепные ракеты, Китай вырывается вперед и даже Роскосмос несмело начал ковыряние в космической песочнице.

Подводя итоги десятилетия стоит рассказать о, пожалуй космическом провале десятилетия- американской программе Ares.

Ракета ARES. Сверхтяжелый провал США

В 2004 году президент США Джордж Буш объявил о том, что страна приступает к разработке новой лунной программы "Созвездие". Планы не были наполеоновскими, осуществить первые пуски планировалось лишь в 2020 году.

В 2004 году после катастрофы шаттла "Коламбия" стало понятно, что век крылатых гигантов подходит к концу, а американской космонавтике нужен новый корабль.

Концепция предусматривала создание "модульной" системы которая бы позволяла доставлять грузы к МКС, строить собственные станции на орбите, организовать доставку космонавтов на Луну и даже в перспективе построить там новую космическую базу.

Сборка Арес-1
Сборка Арес-1
Сборка Арес-1

Концепция проект предусматривала две ракеты, т.н. грузовую на основе которой сейчас строится лунная SLS и "пассажирскую" в тяжелом исполнении, которая сможет доставлять человека на орбиту.

Отчасти в этом имелось здравое звено. Грузовые и пилотируемые ракеты существенно отличаются друг от друга в плане безопасности пусков. Для наглядного примера вспомните, как часто падают отечественные "Протоны" и насколько надежны "Союзы".

Для того, чтобы сделать дешевую ракету, в NASA решили максимально использовать заделы, доставшиеся в наследство от шаттлов. Так, пилотируемая Арес-1 использовала в качестве двигателя боковой твердотопливный бустер от Спейс Шаттл, а сверхтяжелая модификация ракеты больше напоминала по своей конструкции смесь шаттла (два боковых бустера) и советской ракеты "Энергия".

Ракета ARES. Сверхтяжелый провал США

Проектирование ракеты продолжалось на протяжении 5 лет и вот в 2009 году был произведен старт с мыса Канаверал. Запуск неоднократно переносился. Видимо ракеты была сыровата. При отделении носителя произошло догорание топлива в бустере после чего первая ступень протаранила макет лунного корабля Орион, отчего тот упал в океан.

В 2010 году президентом США уже был Барак Обама, которого полеты в космос интересовали много меньше его предшественника, после чего вторую лунную программу "Созвездие" закрыли.

Ares-1
Ares-1
Ares-1

Остатки космической чести США спас его Конгресс, который поддержал компромиссное решение в виде создания новой лунной ракеты на базе Арес-5 получившей название SLS. Внешне, ракеты похожи как братья близнецы, однако в отличие от Арес-5, новая ракета изначально создается в пилотируемом варианте, что в корне меняет требования к безопасности полетов и системам аварийного спасения.

Всего на осуществление проекта было потрачено 18 миллиардов долларов, что стало одним из самых глобальных провалов мировой космонавтки за всю историю.

Были ли потрачены эти деньги зря, мы сможем узнать совсем скоро. Проект SLS постоянно балансирует на грани закрытия, однако известно, что в 2019 году NASA подошла к финальной сборке сверхтяжелой ракеты.

Если запуск будет произведен удачно, 18 миллиардов будут потрачены не впустую, но это уже совсем другая история.

Что почитать:

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно.