Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS

20 May 2020

Американцы летят на Луну. Снова. С этим фактом нам в ближайшем будущем придется свыкнуться. Американский лунный проект давно уже вышел за стадию банальных хотелок. Американцы, определились с целью лунной программы, с ее концепцией, но самое главное с тем, какая ракета их туда повезет.

Не секрет, что полноценная миссия возможно только с участием сверхтяжелой ракеты и она у них есть- это носитель SLS, который может закинуть на околоземную орбиту груз до 100 тонн, а к Луне отправить до 26 тонн.

Из чего сделана эта ракета? Вы не поверите, но в своей сути это наш старый знакомый Space Shuttle. Созданная в 1980-х, система состояла из двух твердотопливных бустеров SRB и 3-х водородных РС-25, которые были смонтированы на самом Шаттле.

Что представляет из себя SLS? Те же ускорители SRB с дополнительной секцией и 4 водородных РС-25.

Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS
Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS

То есть, в своей сути, NASA потратила порядка 16 млрд. на проектирование ракеты SLS, которая использует те же компоненты, что и предшественник.

При том, анекдотичность ситуации состоит еще и в том, что до SLS одноразовый носитель на базе Шаттла был детально проработан в проектах Shuttle-C ($2 млрд) и в проекте Ares-5 ($18 млрд).

Но цена программы это еще не главный недостаток проекта.

Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS
Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS

Стоимость одного космического запуска в рамках программы SLS будет доходить до $1,5 млрд, что сопоставимо с бюджетом небольшой африканской страны.

Удивляться стоимости не приходится. Все таки, многие элементы Шаттла использовались повторно. Например водородные двигатели РС-25, а иногда даже бустеры.

В SLS о многоразовости не может идти и речи, ракета будет сжигать дорогостоящие двигатели в каждом полете.

Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS
Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS

Немаловажным недостатком является и наличие конкурентов из SpaceX. Те не дремлют и строят сверхтяжелый Starhip, который на фоне SLS выглядит просто технологичным прорывом. Метановые двигатели и целиком многоразовая система. В данный момент, система выглядит так, будто ее построили просветленные орки. Мятые сверкающие пластины из стали, но внутри начинка, которая уже работает.

Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS
Разбираем проблемы сверхтяжелой SLS

Еще одна немаловажная проблема, которая относится скорее не к ракете, а к ее строителям- это существенное отставание от графика. Главный неудачник космической отрасли Boeing должен был закончить достройку основного корпуса ракеты еще в 2017, но сдал работы лишь к началу 2020. В результате, первый полет, который должен был состояться в 2018 уже отстает от графика на 2 года и состоится не раньше 2021.

Что по итогу? Несмотря на недостатки, США первая страна из большой тройки, которая в ближайшие годы обзаведется ракетой для освоения Луны и возможно в качестве бонуса получит два принципиально разных носителя. Пожелаем им удачи и будем болеть за их полеты как за свои собственные.

Дорогие друзья, нам очень важна ваша поддержка- подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх. Вам не сложно, а нам приятно😉