«Морской дракон» - самая большая ракета в истории космонавтики

Начало шестидесятых в космонавтике было временем безудержного оптимизма. Соперничество между США и СССР приносило превосходные плоды. На орбиту Земли отправились люди, животные, разная аппаратура. Мир, как казалось, уверенными шагами идёт в прекрасное будущее, где сотни и даже тысячи людей будут жить и работать в космосе. Конструкторы считали, что для достижения этой цели потребуется много энергии. В 1963 году инженер Роберт Труакс предложил решение - мощную ракету, способную за один раз вывести за пределы атмосферы полноразмерную орбитальную станцию.Она получила эффектное наименование "Морской дракон" ("SeaDragon"). Эта ракета ни разу не взлетела, но при этом опередила свое время. Она продолжает служить источником вдохновения и для нынешних инженеров.

Когда была предложена концепция этого монстра, гонку в данной области возглавлял Советский Союз. У него были ракеты-носители длиной около 50 и шириной до трёх метров, способные выводить на орбиту 5 тонн полезного груза. "Морской дракон" должен был превзойти эти характеристики многократно - более 150 метров в высоту, 22 метра в ширину, 500 тонн доставляемой в космос нагрузки. Ракета должна была быть в 400 раз мощнее, чем любая другая, существовавшая в то время, и в 10 раз мощнее будущего "Сатурна V", который в конечном итоге доставил людей на Луну.

Морской дракон
Морской дракон

Как это следует из названия, она должна была запускаться из моря. Всё верно - прилагательное "морской" именно это и означало. Поначалу эта идея кажется непрактичной и даже невозможной, однако запуск с водной поверхности имел несколько очевидных преимуществ. Во-первых, это заметно упростило бы транспортировку и сборку огромных компонентов ракеты. Вода - это замечательная защитная оболочка для плавучих объектов. Во-вторых, это решает вопрос со стартовой площадкой - мощные двигатели "Морского дракона" фактически сжигали бы те, что существовали в то время - разрушая бетон и плавя металл. С водой, как понятно, в этом плане гораздо легче - она просто испаряется. Ну и, наконец, запуск с морской поверхности позволил бы убрать далеко не безобидные выхлопы ракеты от населенных районов.

Естественно, были не только преимущества. Подобный способ требовал решения довольно сложных инженерных вопросов. Так, например, соленая вода разъедает металл и способна вывести из строя любые электронные компоненты. Здесь инженеры надеялись воспользоваться опытом кораблей подводного флота, которые находились в этой среде месяцами и ничуть не страдали. Идея заключалась в том, чтобы защитить ракету толстыми стальными пластинами, изоляционными материалами или специальной краской для противодействия коррозии, а все электрические компоненты поднять выше ватерлинии.

Если не считать защиты от водной среды, конструкция "Морского дракона" была крайне простой - она в дальнейшем даже породила такое понятие, как "Большой примитивный носитель". Это очень мягко переведённое с английского "bigdumbbooster", где второе слово почти во всех остальных случаях обозначает "тупой". В обеих ступенях ракеты горючее и жидкий кислород должны были храниться в герметичных баках. Во время запуска открываются самые простые клапаны, два компонента смешиваются, воспламеняются, и создают гигантскую тягу, которая позволяет вынести полезную нагрузку ракеты в космос. Эта концепция не так эффективна, как та, что была применена на гораздо более сложном "Сатурне V", но гигантские размеры "Морского дракона" компенсировали бы этот недостаток, и доставка, грубо говоря, килограмма груза на орбиту вышла бы даже дешевле.

Простота конструкции также могла облегчить сборку и запуск ракеты. Основные компоненты должны были собираться в сухих доках. Затем их предполагалось спускать на воду, соединять в единое целое в лагуне у мыса Канаверал, заполнять топливом и буксировать к точке запуска, примерно в 60 километрах от берега. Перед стартом балластные мешки, прикрепленные к нижней части ракеты, должны были заполняться тяжелым составом, похожим на жидкую глину. Это должно было привести "Морского дракона" в вертикальное положение. При запуске двигателей эти "грузила" отстреливались, а дальше ракета ничем ни отличалась от своих маленьких собратьев - через несколько минут её огромная полезная нагрузка была бы уже на низкой околоземной орбите.

Околоземная орбита
Околоземная орбита

Самое же замечательное в этой концепции было то, до чего космонавтика добралась совсем недавно - "Морской дракон" был почти полностью многоразовым. Отстреленные балластные цистерны продувались воздухом и всплывали на поверхность. Первая и вторая ступени ракеты оснащались особыми тормозящими и направляющими узлами, которые обеспечивали правильную ориентацию и безопасную скорость при приводнении. Планировалось, что каждый "Морской дракон" должен совершить более 100 полетов, что значительно снизило бы стоимость полётов в космос.

Это действительно было время безудержного оптимизма. Ракета была во много раз больше, чем все остальные, однако ни одна из связанных с ней инженерных задач не казалась неразрешимой. Конструкторам удалось добраться до стадии строительства прототипов, однако в этот момент у правительства возникли проблемы с финансированием, и деньги было решено направить на более актуальные направления. Труакс впоследствии работал над многими другими проектами, однако ни один плод его трудов так и поднялся с поверхности планеты.

Запуск с моря
Запуск с моря

"Морской дракон" не был доведён до ума не из-за непреодолимых проблем, сложностей технического плана, удорожания проекта или затягивания сроков работ. Основной причиной стало отсутствие мотивации. Это был проект скорее для восторженных романтиков, а НАСА бросило все усилия на конкретное и узкое направление - высадку человека на Луне. Концепция "Морского дракона" была невероятной, но космическому агентству в то время требовались другие ракеты. Это была рабочая лошадка для заселения космоса, но человечество делало лишь первые шаги в исследовании этих неведомых просторов. Даже в наши дни не запускается ничего такого, что нуждается в столь мощной подъемной силе.

Тем не менее, идея морского запуска не забыта и не отвергнута. Некоторые частные компании, стремящиеся в космос, вполне серьёзно рассматривают эту перспективу. Её главное преимущество в том, что для запуска ракеты не нужна специальная стартовая площадка. Это наверняка станет актуально при резком увеличении количества отправляемых в космос объектов. Если же мы действительно решим заселить космос... Что ж, придётся покопаться в архивах и стряхнуть пыль с чертежей на данный момент более чем полувековой давности.

Уникальность статьи проверена и зафиксирована на text.ru!

Вам интересно будет так же:

| Вековая загадка диффузных межзвёздных полос - из рубрики "Астрономия" |

| Первые роды в космосе запланированы уже через пять лет - из рубрики "Вселенная" |

| Увидим ли мы взрыв сверхновых в своей галактике? - из рубрики "Солнечная система" |

Спасибо что Вы с нами и оставляете комментарии!

Оставайтесь с нами!
Дальше ещё больше интересной информации.
Подписывайтесь на канал, и Вы не пропустите интересные статьи и новости.
Делитесь с близкими, знакомым и ставьте лайки!

Источник статьи информационный сайт "О Вселенной и Космосе"