Крушение ТУ-104: 37 лет назад авиакатастрофа под Ленинградом унесла жизни руководства Тихоокеанского флота

10.02.2018

37 лет назад произошла страшная авиакатастрофа: упал самолет ТУ-104, в котором находились командующий Тихоокеанским флотом, почти все его заместители, половина личного состава штаба, командование флотской авиации, флотилий, бригад и эскадр. После этого Тихоокеанский флот на время остался без руководства.

В феврале 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде прошел оперативно-мобилизационный сбор руководящего состава всех флотов ВМФ. Основной целью сбора стало проведение командно-штабных военных учений без привлечения реальных сил.

В город Пушкин отряд приземлился 30 января 1981 года. Учения успешно проходили в течении недели, по итогам которого руководство Тихоокеанского флота СССР было признано лучшим.

Руководство ТОФа и Северного флота СССР начало собираться домой. Среди пассажиров значились начальник штаба Тихоокеанского флота СССР вице-адмирал Рудольф Александрович Голосов и командующий Камчатской флотилией разнородных сил, но в итоге оба на самолёт не сели.

В 16.00 часов командир Ту-104 ТОФ СССР Инюшин А. И. сообщил, что готов начать взлет и совершить беспосадочный перелет до Владивостока, в связи с чем самолет был заправлен топливом максимально полно. Самолет взлетел от полосы с большим углом атаки. Поднявшись на 50 метров, судно стало крениться на правое крыло и спустя несколько секунд упал, ударился о землю и разорвался. Недалеко от самолета очевидцы увидели одного выжившего — старшего лейтенанта Валентина Зубарева, который во время взлета был в кабине экипажа. Во время падения его выкинуло через носовой фонарь, но мужчина скончался по дороге в больницу.

Согласно официальной версии, экипаж допустил перегруз судна, а также неправильно разместил и его, и пассажиров. Таким образом, произошло смещение центровки до запредельно задней, что привело к выходу самолета на критический угол атаки, потере устойчивости и невозможности управления самолетом. Кроме этого, скорость взлета была меньше расчетной на 25 км/ч. Это привело к тому, что перегруженный самолет не смог обеспечить необходимую подъемную силу.

Отмечается, что перегруз был топливом. Это объясняет и маленькую скорость: самолет просто не мог разогнаться. Однако это неофициальная версия трагедии.

Информация о трагедии была практически полностью засекречена. Об этом написала только газета «Красная звезда».

7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны СССР и Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота выражают глубокое соболезнование родным и близким погибших товарищей.

Красная звезда

Официальные извещения жены погибших получили только в 1997 году благодаря депутату Галине Старовойтовой.

После произошедшего Тихоокеанский флот был приведен в состояние полной боевой готовности, так как многие посчитали это террористическим актом. Командира 25-й морской ракетной авиационной дивизии, к ведению которой принадлежал Ту-104, полковника А. И. Яковлев уволили. После аварии Ту-104 перестали эксплуатировать.

Памятник погибшим
Памятник погибшим

Источник: SPB247.RU