День в истории России! 25 декабря / 7 января

05.01.2018

Рождество Господа нашего Иисуса Христа

С Рождением Спасителя нам дана возможность узреть Образ Бога невидимого, ощутить Бога во всей Его безграничной любви к людям. Рождество Христово – это пришествие Сына Божия в мир, во зле лежащий, для победы над злом через искупительный крестный подвиг и Воскресение – для обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы.

«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва
«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва

Русские люди верили, что в праздник Рождества Христова, как важнейший и радостнейший день церковный, подобно тому как и на др. важнейшие праздники, играет солнце. И самый день этот считался началом зимы.

Дмитрий Холин - Рождество, 2007 г.
Дмитрий Холин - Рождество, 2007 г.

В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святой водой к царице и другим членам царского семейства. Миряне в праздник Рождества Христова имели обычай посещать друг друга.

Император Петр I сам с великой охотой следовал этому обычаю и ходил к своим боярам и придворным.

Картина Жданова В.Ю. «Перед Рождеством»
Картина Жданова В.Ю. «Перед Рождеством»

Вечером, в канун Рождества Христова по церковному уставу разрешается вкушать только «сочиво» (взвар рисовый или ячменный - с медом, или ягодный и плодовый) с хлебом пшеничным, оладьи медовые да пироги постные. Разговенье - утром, после ранней обедни; а до утра все еще стоят на Руси Филипповки, идущие с 15 ноября вплоть до веселых-радостных Святок.

Картина Маковского К.Е. «Святочные гадания»
Картина Маковского К.Е. «Святочные гадания»

А жили Святки от Рождества до Крещенья (с 25 декабря по 6 января). От Филипповок рукой подать до Святок: «Сочельник - к Святкам с Филипповок мост!», «По сочельникову мосту идет Коляда из Новагорода!», «Уродилась Коляда накануне Рождества, на Коляду прибыло дню на куриную ступню»… и т.д.

Празднование Рождества Христова в царских палатах в XVI–XVII вв. начиналось еще накануне, рано утром. Царь делал тайный выход. Благочестивые государи московские и «всеа Руссии» любили ознаменовывать все великие праздники делами благотворения. В Сочельник, когда вся Москва — и первый богач, и последний бедняк — готовилась, каждый по своему достатку, к празднику, московские нищие переполняли еще до утреннего света все площади в надежде, что Царь не захочет, чтобы кто-нибудь из его подданных оставался голодным в предстоящие великие дни.

С.В. Иванов. В стрелецкой слободе. 1907 г.
С.В. Иванов. В стрелецкой слободе. 1907 г.

Ранним утром, сопровождаемый малым отрядом стрельцов и несколькими подьячими т.н. Тайного приказа, Царь выходил из палат. Он был облачен в «смирныя» одежды простого боярина и в то же время был «смирен духом». Шествие направлялось к тюрьмам и богадельням. В первых растворялись к царскому посещению казематы «сидельцев за малыя вины» и полонянников; во вторых ждали «светлого лицезрения государева» увечные, расслабленные, убогие. По улицам и площадям, по которым надлежало шествовать участникам тайного выхода, теснился бедный люд, жаждавший получить милостыню из рук Государевых.

Пичугин. Раздача милостыни Иваном Калитой
Пичугин. Раздача милостыни Иваном Калитой

Одновременно с этим по всей Москве стрелецкие полковники и пользующиеся доверием царевы подьячие раздавали от «щедрот государевых» нищим, калекам и сирым праздничное подаяние. Земский двор, Лобное место и Красная площадь собирали вокруг себя особенно много бедноты, помнившей слова указа государева о том, чтобы ни один бедный человек на Москве не остался в этот день без царской милостыни.

Святки

Ставить елку в это время прибавления светового дня – древний обычай у европейских народов. Впервые у нас ставить елки приказал Петр I в ознаменование своей календарной реформы 1 января 1700 г., но его новшество не прижилось. В 1819 г. по желанию супруги Императора Николая I, урожденной принцессы Прусской, впервые по немецкому обычаю поставили именно рождественскую (а не новогоднюю) елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Елка выбрана у христиан как символ жизни и бессмертия - поскольку зелень этого дерева не умирает зимой в отличие от лиственных деревьев.

Генрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг.
Генрих Матвеевич Манизер - Ёлочный торг.

Но если у язычников это время символизировало поворот к лету солнца, дарящего людям физическую жизнь, то у христиан – напоминание об Источнике жизни и бессмертия, благодаря которому мы имеем возможность перейти в нетленную жизнь в дарованном нам вечном Царствии Небесном.

1663 г.

В день Рождества Христова и в другие большие праздники, Цари не садились за стол без того, чтоб не накормить прежде так называемых тюремных сидельцев и пленных.

Так, в 1663 г. в этот праздник Царем Алексеем Михайловичем кормлено было на большом тюремном дворе девятьсот шестьдесят четыре человека.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века
Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века

На женской половине Дворца у Царицы в этот день также совершались свои обряды. Утром, пред обеднею, у нее собирались дворовые и приезжие боярыни, в сопровождении которых она выходила в свою Золотую Палату, принимала там с славлением патриарха, а потом шествовала в дворцовую церковь к обедне.

Торжественный выход царицы Марии Ильиничны в церковь. Рисунок из Альбома Мейерберга. XVII в.
Торжественный выход царицы Марии Ильиничны в церковь. Рисунок из Альбома Мейерберга. XVII в.

Приезжие боярыни вместе с поздравлением, по старому обычаю, подносили Царице перепечи, род сдобных крупичатых куличей или караваев.

Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест, изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы
Изображение царицы Марии Ильиничны на иконе «Кийский крест, изограф Богдан Салтанов, 1670-е годы

В 1663 г. Царице Марье Ильиничне и царевнам, большим и меньшим, четырнадцать приезжих боярынь поднесли четыреста двадцать шесть перепечь, каждая по 30 перепечь. Подобным же образом после обедни, и Царица посылала к патриарху от себя и от каждой царевны по пяти перепечь. На празднике к Царице приходили славить из Вознесенскаго монастыря старицы и другие славленицы.

1761 г. Императрица Елизавета Петровна

Царствовала с 1741 по 1761 г. 

Дочь Петра, Императрица Елизавета, вернулась к старому церковному быту Русских Государей. Твердо стояла она за Православие. 

Старший современник А.С. Пушкина Ф.Ф. Вигель

Ф.Ф. Вигель
Ф.Ф. Вигель

писал: «Я знавал людей, кои помнили еще царствование Елизаветы Петровны и со слезами умиления вспоминали о нем... Ей было ведомо искусство делать подданных счастливыми и заставлять чужие народы уважать имя русское».

«Портрет Елизаветы Петровны» (конный портрет императрицы со свитой). Георг Каспар Иосиф фон Преннер.
«Портрет Елизаветы Петровны» (конный портрет императрицы со свитой). Георг Каспар Иосиф фон Преннер.

1812 г. Император Александр I в г. Вильне подписал Манифест. 

Государь говорил: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в первопрестольном граде Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».Итак, да познаем в великом деле сем Промысел Божий!

Император Александр I в Вильне 1812 года. Иванов с рисунка Чорикова Б.
Император Александр I в Вильне 1812 года. Иванов с рисунка Чорикова Б.

Подвергнемся пред святым Его престолом, и видя ясно руку Его, поразившую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, не похожими на отпавших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов наших, которых тела в несметном количестве валяются пищей псам и вораньям! Велик Господь наш Бог в милостях и в гневе Своем!».

1812 г. Приказ Государя Александра I по армии

«Воины! Храбрость и терпение ваши вознаграждены славою, которая не умирает в потомстве. Имена и дела ваши будут переходить из уст в уста, от сынов к внукам и правнукам вашим, до самых поздних родов. Хвала Всевышнему! Рука Господня с нами и не оставит нас. Уже нет ни одного неприятеля на лице земли нашей. Вы по трупам и костям их пришли к пределам Империи».

Триумф русской армии в Париже. Сергей Трошин
Триумф русской армии в Париже. Сергей Трошин

1812 г. Обращение Императора Александра I к жителям Варшавского герцогства.

Жителям Варшавского герцогства, недавним приверженцам Наполеона, Государь объявил: «Вы опасаетесь мщения. Не бойтесь. Россия умеет побеждать, но никогда не мстит».

Жан-Анри Беннер. «Портрет императора Александра I».
Жан-Анри Беннер. «Портрет императора Александра I».

1833 г.

Впервые в Петербурге, в Зимнем дворце прозвучал гимн «Боже Царя храни», когда торжественно отмечалась 21 годовщина изгнания из России «великой армии» Наполеона. Вскоре последовал высочайший приказ: «На парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

С тех пор гимн звучал везде - и в армии, и при дворе Императора, и во время торжеств. Он стал Государственным Гимном Российской Империи. Мужественный, спокойный, пламенный напев - так охарактеризовал гимн Р. Шуман.

Роберт Шуман, литография Йозефа Крихубера, 1839
Роберт Шуман, литография Йозефа Крихубера, 1839

Музыку написал флигель-адъютант князь Алексей Львов, который учил музыке детей Николая. Гениальность гимна, пишет современник.

Алексей Васильевич Тыранов. Портрет композитора А. Ф. Львова
Алексей Васильевич Тыранов. Портрет композитора А. Ф. Львова

Состояла в простоте формы и силе идеи. Русский Гимн был самым кратким в мире. 16 тактов легко западали в душу, без труда запоминались абсолютно всеми, и первые шесть строк текста были рассчитаны на троекратный повтор.

1925 г.

Патриарх Тихон составил следующее распоряжение: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященнейшему митр. Кириллу (Смирнову).

Кирилл, митрополит Казанский
Кирилл, митрополит Казанский

В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященнейшему митр. Агафангелу (Преображенскому).

Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриаршии права и обязанности переходят к Высокопреосвященнейшему Петру (Полянскому) - митр. Крутицкому».