День в истории России! 6 января / 19 января

05.01.2018

Крещение Господне, Богоявление

Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

Богоявление.
Богоявление.

С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящим в стране и тени смертной» и спасти по благодати падший человеческий род.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей. 

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II в. сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).
Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits...» Андре Теве (1584).

В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. К тому времени сошлись все пророчества о пришествии в мир Мессии и многие ждали Его. Иоанн Предтеча начал подготовительную проповедь крещения во оставление грехов: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса».

1225 г. Митрополитом Киевским стал Кирилл I. Правил до 1233 г.

1598 г. Царь Феодор Иоаннович

Родился 11.05.1557 в Москве. Был младшим сыном Иоанна IV Грозного от Анастасии Романовны. Царствовал с 1584 по 1598 г. 

Фёдор I Иоаннович миниатюра из Царского титулярника
Фёдор I Иоаннович миниатюра из Царского титулярника

Патриарх Иов оплакал его самыми непритворными слезами, как и вся Москва. Но, кроме того, как бы в дань признательности к почившему сам принял на себя труд, несмотря на свою старость и многотрудные обязанности, написать житие этого благочестивого Государя на память потомству.

Патриарх Иов. Борис ЗВОРЫКИН
Патриарх Иов. Борис ЗВОРЫКИН

В житии патриарх несколько раз делает общие отзывы о Царе Феодоре, описывает важнейшие события его царствования: венчание его на царство, усмирение Казанского края, вторичное покорение Сибири, учреждение патриаршества, двукратная война со шведами, нашествие крымцев и борьба с ними под стенами Москвы.

Со смертью Царя Феодора Иоанновича прервалась династия Рюриковичей, непрерывно правившая Русью с 862 г., и началось Смутное время 1598 -1613 г.

1625 г. Царица Мария Владимировна

1-я жена Царя Михаила Федоровича.

1699 г.

В праздник Богоявления Царь Петр I участвовал в крестном ходе на водосвятие, совершавшееся на р. Неглинной в Москве, и в качестве капитана Преображенского полка, шел вместе с полком и хором музыки. Преображенцы были в зеленых, а семеновцы - в голубых мундирах. Около «Иордани» устроен был высокий стол, на котором стоял человек, державший царское знамя, белое с двуглавым орлом, вышитым золотом. Знаменосец несколько раз наклонял знамя, которое, по погружении креста в воду, окроплено было святою водою. Затем на шести белых конях везли во дворец огромный сосуд со святою водою.

Кустодиев Борис Михайлович "Зима. Крещенское водосвятие", 1921 год.
Кустодиев Борис Михайлович "Зима. Крещенское водосвятие", 1921 год.

Описывая виденное при крещенском водосвятии, один из современников-иностранцев замечает: «Этот праздник в старину отправляли с гораздо большею торжественностью, потому что их царские величества и все знатные вельможи государства присутствовали на нем».

1727 г.

Особенно торжественно праздновала день Крещения Императрица Екатерина I в 1727 г. Около церкви Св. Троицы, на Петербургской стороне, была устроена «Иордань», а с правой ее стороны «особливый высокий театр Ее Императорскому величеству», увенчанный Императорскою короною и внутри обитый с богатыми золотыми позументами бархатом.

 Иордань Зимнего дворца
Иордань Зимнего дворца

Здесь находились особы императорской фамилии, когда в 1-м часу дня, в великолепной коляске, запряженной восьмеркой лошадей, приехала Императрица, одетая в амазонское тканное из серебра платье, белый парик, шляпу с драгоценным бриллиантом вместо пуговицы, с осыпанной бриллиантами шпагой.

Иордань на Неве в праздник Крещения
Иордань на Неве в праздник Крещения

По окончании литургии совершено было пятью архиереями водосвятие с окроплением знамен, при громе пушечных выстрелов и ружейных залпов.

Вплоть до н. XX в. водосвятие в присутствии войск, имеющее главною целью освящение знамен, совершалось везде, где были расположены воинские части.

1814 г. Водоосвящение Рейна

Русские войска присутствовали на совершении русским духовенством водоосвящения на Рейне. После чего состоялась переправа на противоположный берег и вторжение Русских войск во Францию.

Русские войска готовятся к переправе через Рейн 13 января 1814 года         
 Вильгельм ШРОЙЕР
Русские войска готовятся к переправе через Рейн 13 января 1814 года Вильгельм ШРОЙЕР

1911 г.

Из воспоминаний сенатора П.П. Стремоухова:

Петр Петрович Стремоухов (1865-1951)
Петр Петрович Стремоухов (1865-1951)

«6 января 1911 г. мне удалось попасть в Мариинский театр на «Бориса Годунова» с Шаляпиным. Спектакль этот оказался совершенно исключительным. В первый раз после революционных лет Царь посетил театр. После 3-го действия, где на сцене изображена боярская дума,

Теремной дворец Кремля. На собрании боярской думой. Действие третье
Теремной дворец Кремля. На собрании боярской думой. Действие третье

занавес опустился, вдруг неожиданно, минуты через две, взвился. Обращенная к Императорской ложе толпа бояр, на коленях, имея во главе Шаляпина, запела «Боже, Царя храни!» под аккомпанемент могучего, идеального оркестра Мариинского театра.

А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912
А. Я. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова. 1912

Красиво это было до жути, мурашки буквально забегали у меня по спине. Гимн был повторен три раза, подхвачен публикой. Такого исполнения гимна я никогда более в моей жизни не слышал».

1918 г. Разгон большевиками Всероссийского Учредительного собрания.

Учредительное собрание было разогнано по решению большевицкого правительства, которое по замыслу организаторов Февральской революции было уполномочено «волею народа» решить вопрос о форме правления в России. Именно на волю этого «Учредительного собрания» Великим Князем Михаилом Александровичем, братом Государя, и другими присоединившимися членами Династии (в т.ч. Вел. кн. Кириллом Владимировичем) было незаконно передано решение вопроса о судьбе российской монархии.

«Караул устал!» Разгон Учредительного собрания матросами. Картина неизвестного художника
«Караул устал!» Разгон Учредительного собрания матросами. Картина неизвестного художника

Многие православные надеялись увидеть в этом нечто вроде Всероссийского Земского Собора, хотя, конечно, это была утопия в тех революционных условиях, да и делегатов избирали совсем не православным образом: на партийной основе.

1919 г. Андрей пресвитер и иже с ним пострадавшие Лидия, Домника, Мария и две дочери его

Прот. Андрей Зимин служил с 1899 по 1919 г. в храме с. Черниговка Уссурийского у. Приморской обл., что ок. 200 верст от Владивостока, благочинным округа.

Под Крещение в 1919 г. батюшка отслужил всенощную, но наутро по звону к литургии в храм не пришел. Оказалось, что к нему в дом ворвалась шайка бандитов-большевиков из соседних деревень и связала его самого и всех домашних, даже детей. Их страшно мучили и пытали, на глазах у всех изнасиловали детей и матушку Лидию. Бабушка Домника Петровна умерла тут же от разрыва сердца. Детей и матушку застрелили, а батюшку, положив на пол, раздавили дверью.

Черниговка: мемориал памяти прот.Андрею Зимину, зверски замученного вместе с матерью, женой и детьми в канун праздника Крещения Господня в 1919 г.
Черниговка: мемориал памяти прот.Андрею Зимину, зверски замученного вместе с матерью, женой и детьми в канун праздника Крещения Господня в 1919 г.

Священномученики были похоронены в общей могиле у храма, где батюшка прослужил более 20 лет.

Задолго до своей смерти батюшка отправил своему другу, профессору богословия, во Владивосток письмо, которое просил вскрыть лишь в случае его смерти. В письме он описал сон, подробно и точно изобразивший его будущую мученическую кончину.

1950 г. Лаврентий Черниговский

Лаврентий (Проскура), преподобный. Родился в Черниговской губ. в крестьянской семье. С детских лет пел в церковном хоре, в 14 лет стал регентом. В 23 года ушел в монастырь.

Отец Лаврентий был непоколебимым патриотом единой Святой Православной Руси, он часто с настойчивостью и строгостью предупреждал, что «наши родные слова - Русь и Русский. И обязательно нужно знать, помнить, что было Крещение Руси, а не крещение Украины. Киев - это второй Иерусалим и мать городов Русских».

Очень не нравились врагам православия слова: Русь, русский, поэтому назвали русские земли сначала Малорусией.

Потом опомнились, что здесь есть слово «Русь», и перезвали Окраиной. Слово окраина - это позорное и унизительное слово! Какая окраина?! Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?! И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотно забыли свое название русский и навсегда оторвались от святой и православной Руси». Он также говорил, что «разделить Россию, Украину и Белоруссию все равно, что разделить Пресвятую Троицу».

Троица (икона Андрея Рублёва)
Троица (икона Андрея Рублёва)

Еще при своей жизни батюшка предсказал церковную смуту на Украине сказав, что раскол на Украине произойдет по вине митрополита, который не будет достоин своего сана.

Батюшка предрекал предстоящее покаяние русского народа, говоря: «Русские люди будут каяться в смертных грехах, что попустили нечестию в России, не защитили Помазанника Божия Царя, церкви православные и монастыри, сонм мучеников и исповедников святых и все русское святое. Презрели благочестие и возлюбили бесовское нечестие. И что много лет ходили на поклонение разрушителю страны - советско-безбожному идолу».

Илья Глазунов Вечная Россия
Илья Глазунов Вечная Россия

Но, предсказывал о. Лаврентий, придет время, «погибнет память их с шумом. Россия вместе со всеми славянскими народами и землями составит могучее царство. Окормлять его будет Царь православный, Божий Помазанник. В России исчезнут все расколы и ереси. Гонения на Церковь Православную не будет. Господь Святую Русь помилует за то, что в ней были страшное предантихристово время. В России будет процветание веры и прежнее ликование (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живым и мертвым). Русского православного Царя будет бояться даже сам антихрист. А другие все страны, кроме России и славянских земель, будут под властью антихриста и испытают все ужасы и муки, написанные в Священном Писании. Россия, кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой ему: Аллилуйя».

Схиархимандрит Лаврентий
Схиархимандрит Лаврентий

Отец Лаврентий говорил, что земля русская никогда, т. е. до Страшного Суда, не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним. Однако он предупреждал о коварстве грядущих времен: «Приходит время, когда и недействующие храмы (закрытые) будут ремонтировать, оборудовать не только снаружи, но и внутри. Купола будут золотить как храмов, так и колоколен. А когда закончат все, наступит время, когда воцарится антихрист.

Молитесь, чтобы Господь продлил нам еще время для укрепления, потому что страшное ожидает нас. И видите, как все коварно готовится? Все храмы будут в величайшем благолепии, как никогда, а ходить в те храмы нельзя будет. Антихрист будет короноваться, как царь в Иерусалимском великолепном храме с участием духовенства и патриарха».

1971 г. Рубцов Николай Михайлович

Русский поэт.

Портрет Рубцова Н. М.Владислав Сергеев
Портрет Рубцова Н. М.Владислав Сергеев

1971 г.

Вышел в свет первый номер русского национального журнала «Вече», сыгравший большую роль в пробуждении русского национального сознания. Главный редактор – В. Н. Осипов.

Осипов В.Н.
Осипов В.Н.

Под его редакцией с 19 января 1971 г. по март 1974 г. вышли 9 номеров. Среди авторов заслуживают особого упоминания писатели Л.И. Бородин (отсидевший 6 лет по делу ВСХСОН),

 Л.И. Бородин
Л.И. Бородин

О.В. Волков (многолетний узник ГУЛАГа)

О.В. Волков (многолетний узник ГУЛАГа
О.В. Волков (многолетний узник ГУЛАГа

и Д.А. Жуков,

Д.А. Жуков
Д.А. Жуков

архитектор-реставратор В.А. Виноградов, священник Д. Дудко (без совета с которым не выходил ни один номер журнала),

искусствовед М.И. Кудрявцев, публицист Г.М. Шиманов и др.

 Г.М. Шиманов
Г.М. Шиманов

Большинство авторов публиковались под псевдонимами.

За издание журнала, проповедовавшего славянофильские идеи, его главный редактор был отправлен в лагерь.