«Хранить вечно»: как сотрудники музея «Гатчина» защищали экспонаты в войну

Сегодня в Центральном выставочном зале «Манеж» стартует музейно-театральный проект «Хранить вечно», посвященный 100-летию создания пригородных музеев в бывших царских резиденциях - в Гатчине, Павловске, Петергофе и Царском Селе. В музее-заповеднике «Гатчина» рассказали, как его сотрудники в годы войны защищали экспонаты.

До войны коллекции Гатчинского дворца-музея насчитывали 54 030 экспонатов. Подготовка к эвакуации началась уже в первый день Великой Отечественной войны. Сотрудники не могли допустить гибели уникальных полотен работы С. Тончи, В. Боровиковского, С. Щедрина, тончайшего фарфора, оружия ХVII - ХIХ веков, уникальных гобеленов. Уже в ночь с 22 на 23 июня началась упаковка экспонатов.

К сожалению, план «разгрузки» музейных ценностей 1936 года, разработанный на случай войны, оказался несовершенным. В то время не допускалось даже мысли о том, что враг может дойти до стен Ленинграда. На все пригородные дворцы-музеи выделялось всего восемь вагонов и четыре дня, из них четыре вагона отдали Гатчине из-за близости к дворцу военного объекта – аэродрома. Общее количество произведений искусств, предполагавшихся к вывозу, было определено цифрой 4871. Предметы, подлежавшие эвакуации, были разделены на три группы (очереди) в зависимости от их исторической ценности. Музеям выделялся транспорт, сопровождение, охрана, эвакобаза в глубоком тылу. В первые дни были упакованы все экспонаты по обязательным эвакуационным спискам. Затем упаковка продолжилась по усмотрению музейных сотрудников.

Руководство всей работой взяла на себя Серафима Балаева. Вместе с ней трудились научный сотрудник Ирина Янченко, погибшая при артобстреле в августе 1943 года, старейший работник дворца, вахтер, Захар Рендов, фотограф Михаил Величко и другие. Благодаря мужеству и самоотверженности этих людей удалось спасти гораздо больше реликвий, чем это было запланировано довоенной инструкцией.

Из общего числа более восьми тысяч экспонатов были отправлены в  Сарапул, почти три тысячи — вывезли на автомашинах в Ленинград, где они сохранялись в Исаакиевском соборе все блокадные дни — всего 11 929 предметов. До 9 сентября отважные сотрудники, под артобстрелами и бомбёжками, упаковывали музейные ценности, а то, что оставалось, переносили в подвальные помещения Центрального корпуса, где перед войной оборудовали специальные хранилища. Скульптуру тщательно маскировали и закапывали в Собственном Саду. Последняя машина, которая шла в Ленинград, была также отправлена с экспонатами. Оставшиеся музейные работники во главе с Серафимой Балаевой ушли пешком, уступив свои места реликвиям. В подвалах Исаакиевского собора многие из них провели большую часть блокады, сохраняя в неимоверно тяжёлых условиях ценнейшие произведения искусства. Многие сотрудники погибли от голода и при артобстрелах.

На фото: 1. Главный хранитель музея-заповедника «Гатчина» Серафима Балаева (1889-1960 гг.); 2. Хранитель Арсенального каре до Великой Отечественной войны Ирина Янченко (1913-1943 гг.); 3

Автор: Ст.н.с. ГМЗ «Гатчина», к.и.н. Мария Кирпичникова.