Метрополитены мира. Выпуск 62. Сингапур

(с) Calvin Teo, CC BY-SA 2.5
(с) Calvin Teo, CC BY-SA 2.5

Ещё один уникальный метрополитен в нашей коллекции #метрополитенымира – Сингапурский. Состоит сразу из двух систем и находится при этом в городе-государстве.

Сингапурский метрополитен - это тот случай, когда метро выполняет функции главного транспорта для целого государства. Фактически здешний метрополитен включает две системы: The Mass Rapid Transit (MRT) и The Light Rail Transit (LRT). Систему скоростного транспорта ввели в эксплуатацию в 1987 году, а легкорельсовую - в 1999.

(с) Aforl, CC BY-SA 3.0
(с) Aforl, CC BY-SA 3.0

Метрополитен в растущем за счёт намывных территорий Сингапуре заменил автобусную сеть - нерентабельную и неконкурентоспособную в условиях ограниченного дорожного пространства. Сейчас MRT и LRT покрывают почти всю площадь страны (724,2 кв. км, 2018 г.). Суммарно они включают восемь линий и 160 станций, путешествие по которым будет комфортным, безопасным и совершенно необычным с точки зрения культурного опыта. Но обо всём по порядку.

(с) Muggershell, CC BY-SA 4.0
(с) Muggershell, CC BY-SA 4.0

Во-первых, надо отметить логичность и дружелюбность этой системы. Станции метро здесь имеют названия, но навигация основана на порядковых номерах и цветовых обозначениях, исключающих недопонимание из-за языкового барьера. Впрочем, текстовые указатели и объявления дублируются на английском, китайском, малайском и тамильском языках, к слову, официальных в Сингапуре. Покупка билетов тоже не составит труда для туристов, правда, потребует предварительной подготовки.

(с) Seloloving. CC BY 3.0
(с) Seloloving. CC BY 3.0

Дело в том, что стоимость проезда в метро зависит от количества проезжаемых пассажиром станций и способа оплаты билета - разового, туристического Singapore Tourist Pass с безлимитным проездом на нескольких дней, или многоразового проездного Ez-Link. Последний выгоден тем, что стоимость по Ez-Link будет чуть ниже стандартного тарифа и перед отъездом из Сингапура сам “пластик” можно сдать и вернуть оставшиеся на счёте деньги. Хотя правила предусматривают невозвратный минимум (около 240 рублей). Что касается станций, пассажир должен заранее знать пункты отправления и назначения, чтобы указать их в автомате по продаже билетов. Эта информация необходима для расчёта стоимости поездки и системы пропуска пассажиров в метро: зайти и выйти нужно на указанных в билете станциях, иначе придётся доплачивать. Так, например, поездка от станции “Bayfront” (CE1 / DT16), где можно погулять по садам у залива или комплексу Marina Bay Sands, до станции “City Hall” (NS25 / EW13), рядом с которой расположен Национальный музей, взрослому пассажиру обойдётся в 39 рублей. Заранее узнать стоимость можно на сайте - www.sbstransit.com.

(с) Calvin Teo, CC BY-SA 2.5
(с) Calvin Teo, CC BY-SA 2.5

Во-вторых, Сингапурский метрополитен справедливо называют одним из самых технологичных: автоматы по продаже билетов, цифровые табло в поездах, стеклянные станционные двери для безопасности пассажиров, инфраструктура для маломобильных людей, траволаторы на длинных пересадочных узлах и многое другое. Казалось бы, этот набор уже считается минимальным для современных метрополитенов, но Сингапурский был и остаётся одним из первых, кто внедряет в свою работу все технические и технологические новинки, актуальные для улучшения сервиса оказываемых услуг.

(с) Cmglee, CC BY-SA 3.0
(с) Cmglee, CC BY-SA 3.0
(с) Eduardo Aguilar Pelaez, CC BY-SA 3.0
(с) Eduardo Aguilar Pelaez, CC BY-SA 3.0

В-третьих, поездка в метрополитене Сингапура, будь то MRT или LRT, запомнится своим культурным колоритом. Здесь, как и во многих странах, запрещено курение, напитки и еда, а ещё провоз дуриана. Это экзотический фрукт, самый популярный в Сингапуре. Большой, жёлто-зелёный, колючий и, увы, с резким специфическим запахом. Помимо подобных запретов, пассажира-туриста может удивить очередь на вход в вагон, по факту, это элементарная норма этикета. На платформе цветными линиями обозначены места для входа и выхода пассажиров, чтобы они не сталкивались и не мешали друг другу. Также обратить внимание стоит на красные сидения в салонах - они предназначены для инвалидов, пассажиров с детьми и пожилых людей.

(с) Calvin Teo, CC BY-SA 2.5
(с) Calvin Teo, CC BY-SA 2.5
(с) Terence (Terence Ong), CC BY-SA 3.0
(с) Terence (Terence Ong), CC BY-SA 3.0

Ещё немного особенностей Сингапурского метрополитена:

· Хотя Сингапур - один из тех городов, что never sleeps, метро здесь работает по будням с 5:30 до полуночи, а по выходным и в праздники с 6 утра до 00:00. На каждой станции при этом есть расписание первого и последнего поезда в разные направления.

· В метро Сингапура курсируют автоматизированные поезда без машинистов, но для контроля безопасности на платформах дежурят сотрудники, контролирующие процесс посадки и оказывающие помощь пассажирам.

· Салоны вагонов - просторные и без межвагонных дверей, но обязательно со включенными кондиционерами. Опытные туристы советуют брать в метро накидку или тёплую кофту.

· В метро можно провозить складные (!) велосипеды габаритами 120*70*40 см.

· На некоторых станциях оборудованы комнаты для матери и ребёнка.

· На выходе из метрополитена есть бесплатные и, что свойственно азиатской культуре, чистые туалеты.

· У билетов есть временной лимит на использование, не стоит покупать разовый билет на завтрашнюю поездку.

· Для тех пассажиров, кто не очень дружит с автоматами по продаже билетов, работают киоски “Passenger Service”.

· Карту Ez-Link необходимо пополнять минимум на ~480 рублей, а пользоваться ей можно в метро и в автобусах.