Показываю Метро в Крыму, о котором не знают даже местные

31 January
19k full reads
25k story viewsUnique page visitors
19k read the story to the endThat's 78% of the total page views
2 minutes — average reading time

Всем привет! Меня зовут Андрей и я крымчанин. Пишу на темы, которые мне интересны. И сегодня хотел бы рассказать о крымском метро, о котором не знают даже многие местные жители.

В середине прошлого века остро стоял вопрос водоснабжения Ялты и поселков Южного берега Крыма. Население города и количество отдыхающий росло, а от этого увеличивался объем потребляемой пресной воды. До середины 60 годов, вода в Ялте была по графику. Местных горных источников крайне не хватало большой Ялте.

В 1959 году были начаты уникальные работы по строительству гидроузла в селе Счастливое Бахчисарайского района. Читайте до конца, и узнаете, что такое крымское метро.

Гидроузел представляет собой целый комплекс из трёх водохранилищ: Ключевого, Счастливого-I и Счастливого-II, а так же тоннеля который проходит под грядой Ай-Петри.

Тот самый тоннель, который я упомянул, и будет объектом внимания моей статьи.

Крымское метро

Строителям тоннеля была поставленная задача построить под горой Ай-Петри водовод. Воду для большой Ялты планировалось брать со Счастливинского водохранилища.

Высота водохранилища над уровнем моря порядка 370 метров. Высота горной гряды Ай-Петри , под которым планировалось строительство водовода составляет около 1230 метров.

Лучшим вариантом было, привлечь метростроителей для такого проекта. Проектировщиком тоннеля был института «Укргипроводхоз». Генподрядчиком выступил трест «Крымводстрой», а субподрядчиком – севастопольское СУ-528, который входил в состав «Харьковметрострой».

Так, специалисты "Харьковметрострой" в 1959 году приступили к строительству тоннеля. Строительство велось одновременно со стороны села Счастливого и со стороны Ялты. Строители сталкивались с тем, что периодически разрывали в грунте родники, и тоннель затапливало. Чтобы этого не допускать, приходилось использовать очень мощные насосы.

В декабре 1963 года произошла встреча метростроителей и водовод был соединен. В результате длина тоннеля составила 7460 метра, и это был самый длинный тоннель в Европе на тот момент.

Водовод построен под углом, таким образом вода спускается в Ялту без использования насосов и труб. Вода просто стекает самотеком. Стены укреплены бетоном. По разной информации, высота и ширина тоннеля составляет 2 на 2 метра.

За входными воротами водовода
За входными воротами водовода
За входными воротами водовода

В 1964 работы по строительству Счастливинского гидроузла были завершены, и новый водовод был введен в эксплуатацию.

Вход в метро и буква М над воротами

Над входом в тоннель строители установили характерную для метрополитена букву "М". Возможно в шутку, а может, чтобы увековечить свой труд и чтобы все знали, что тоннель построили метростроители.

Водохранилище в селе Счастливое
Водохранилище в селе Счастливое
Водохранилище в селе Счастливое

Работники ГУП РК "Вода Крыма", которые обслуживают и охраняют тоннель, рассказывают, что туристы часто интересуются, можно ли пройти по тоннелю до Ялты, ведь это самый короткий путь. Да и по параметрам, через крымское метро может проехать автомобиль. Но так как объект режимный, то в тоннель никого не допускают. Вода - это стратегически важный ресурс, и доступ к нему строго ограничен.

Сейчас крымское метро изношенно. Во временна Украины для его реконструкции деньги практически не выделялись. Только сейчас начались активные работы по реконструкции старого тоннеля и строительству нового, который идет параллельно действующему.

Вот такая интересная история водовода, который называется крымское метро.

Если статья вам понравилась, ставьте большой палец вверх и подписывайтесь на мой канал.

Читайте так же: