Сергей Каснер и Зоя Мухина. Комсомольцы-спортсмены, ставшие одним из символов Советской эпохи.

Наверное, нет в нашей стране ни одного человека, который не видел бы знаменитую скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» хотя бы на киноэкране.
Начиная с 1947 года, изображение стального монумента стало символом крупнейшей киностудии Советского Союза «Мосфильм», а сама история памятника такова.

Всемирная выставка в Париже 1937 год

В 1936 году был объявлен конкурс на проект Советского павильона на всемирной выставке в Париже 1937 года.
В конкурсе приняли участие самые известные архитекторы того времени, среди которых были Константин Мельников, Алексей Щусев, Каро Алабян и другие прекрасные зодчие.
Однако предпочтение было отдано, проекту представленному группой Бориса Иофана.
Сам павильон должен был иметь высоту 34,5 метра и стать постаментом для величественного монумента высотой 25 метров.

Вот как писал о своей идее Иофан:

«Очень скоро родился образ, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».

На воплощение идеи архитектора в жизнь был проведен дополнительный конкурс, в котором победила уже известная к тому времени скульптор Вера Мухина.

Общая концепция монумента была ей понятна и сомнений не вызывала,
Для фигуры рабочего скульптору позировал профессиональный натурщик бывший артист балета Игорь Басенко.
Пробовался на эту "роль" и знаменитый киноактер Сергей Столяров.
Колхозницу Вера Мухина встретила на пляже в Серебряном бору.
Молоденькая телефонистка Аня Богоявленская, была настоящей комсомолкой, спортсменкой и просто красавицей.
В свободное от работы время она, как и большинство девушек того времени, увлекалась спортом. Отлично плавала, играла в волейбол, каталась на коньках.
Фигура у нее была просто идеальная. Вера Мухина пригласила ее в свою мастерскую на Арбате и работа началась.

Телефонистка Анна Богоявленская
Телефонистка Анна Богоявленская

Самым сложным, оказалось, найти подходящие лица.
Что-то не все время не устраивало придирчивого, прежде всего к самой себе художника.

Однажды скульптор присутствовала на репетиции парада физкультурников в ЦПКО имени Горького. На передвижной платформе она увидела юношу и девушку, застывших в той самой позе, в которой она представляла своих будущих «рабочего и колхозницу». Это было невероятно. Молодые красивые с идеальными фигурами. А главное лица, это были именно те лица, которые она искала.

Молодыми людьми оказались метростроевцы проходчик Сергей Каснер и откатчица Зоя Мухина.

Сергей Каснер, рабочий

Уроженец небольшого села под Киевом, в начале 30-х годов приехал покорять Москву, как это зачастую происходит и сейчас.
В 1933 году по комсомольскому набору пошел работать на строительство Московского метрополитена.
Был откатчиком вагонов, проходчиком, бригадиром проходчиков. На Метрострое Сергей Каснер бил трудовые рекорды, выполняя план на 300 процентов. Моссовет даже наградил его почетным знаком “Мастер отбойного молотка”. При этом он успевал заниматься спортом - фехтованием, боксом и борьбой.

В ту пору Сергей Каснер познакомился с известным борцом и тренером Тихомировым, эта встреча определила его дальнейшую судьбу. Участвуя в первенстве Москвы в среднем весе, он проиграл лишь одну схватку Григорию Пыльнову, чемпиону Советского Союза, и занял второе место. Товарищи метростроевцы, поздравляя Сергея, поместили в своей газете дружеский шарж и стихи под названием “На два фронта”, где были такие строчки: “Он в шахте непреклонен, как боец. Ну, а в борьбе упорен, как проходчик”.

Зоя Мухина также работала на строительстве метро откатчицей. Физически тяжелая работа была для тогдашних комсомолок, тем, чем в наше время для их сверстниц стал фитнес.
Наконец найдя своих героев, Вера Игнатьевна работала буквально не покладая рук и через несколько месяцев скульптура была готова.

Советский павильон стал настоящим местом паломничества посетителей Всемирной выставки.
Он был расположен напротив павильона Германии, который по задумке его создателей должен был стать самым грандиозным во всей экспозиции.
Однако из этой затеи ничего не вышло. За несколько месяцев работы выставки «Рабочий и колхозница стали буквально новым символом Парижа.

Панорама Всемирной выставки в Париже. Советский павильон, напротив него павильон  Германии. Между ними Эйфелева башня.
Панорама Всемирной выставки в Париже. Советский павильон, напротив него павильон Германии. Между ними Эйфелева башня.

Французские власти даже обратились к советскому правительству с просьбой продать грандиозный монумент.
Однако согласие не было получено и после окончания выставки, статуя была возвращена в Москву, где ее установили возле Северного, тогда главного входа на ВДНХ.

В 1988 году состояние монумента было признано аварийным, однако реставрационные работы были начаты только в 2003. В 2010 монумент был открыт. Причем вместо десятиметрового постамента, на который он был установлен ранее, воссоздано здание по проекту архитектора Иофана, в котором открыт музей «Рабочий и колхозница».

Возрожденные "Рабочий и колхозница"
Возрожденные "Рабочий и колхозница"